Всю жизнь мы общаемся, редко задумываясь о том, как общение влияет на нашу жизнь. В то же время, "слово" из древна признано виртуозным инструментом влияния на общество. В связи с самоисследованием, я узнал что общение самый действенный инструмент в самопознании, не медитация, не йога, и ни какая другая практика не способны привести к озарениям, это удел исключительно общения. Общение с самим собой, известное как внутренний диалог, рьяно обсуждаемый аспект в большинстве учений, служащий некоторым индикатором пробужденности и осознанности. Общение с людьми, влияние на их поведение и решения. Влияние на себя через общение с людьми. Ведение дискуссий, тактики формирующие доверие в собеседнике, или отторжение. Слова, и построение предложений, назначение эмоционального окраса и многое другое. Как видите, общение, это глобальный фактор жизненного пространства, но болтаясь по интернету, я заметил, что преобладающий тактический вид общения, это тонкие и грубые метода обмана и самообмана. Смысловые формы искажаются, финальные концепции ни чего не значат, или являются самоотрицающими, выводы являются копированием чужих размышлений. Я бы сказал, что люди не умеют общаться. Хотелось бы провести экскурсию по теме общения, рассмотреть её под разными углами, к тому же это не просто философские рассуждения, а реальный, практически применимый в жизни аспект. Тем кто знаком с построением исследовательских планов, или организацией долгосрочных гибких адаптируемых структур, могут помочь в закладывании обобщающего плана, который позволит не потерять аспекты структуры общения. Все могут попробовать побыть гениальными исследователями. В этой теме предлагаю выразить основные направления исследования, с последующей организацией структуры тем.
Общение, это в первую очередь связь, через которую происходит взаимодействие, с разными целями. Если связи нет, значит она формируется, если связь уже есть, значит она может поддерживаться, или разрываться. Если связи нет, то и разорвать её нельзя. Даже после разрыва связи остаётся опыт, используемый в последствии, и формирует психический тип, который выражается посредством этих приобретённых опытов. На основании выражения совокупности этих опытов можно заглядывать в прошлое, частично понимая базовые точки формирования психотипа, и взаимодействовать с ним по некой карте, которая постепенно выстраивается в общении. Так же можно понять, какие виды общения преобладали в опыте, а какие отсутствовали. Связь может существовать лишь на уровне неких общих взаимодействий, которые сформировавшийся тип связи может обеспечить, потому общение содержит корень подразумевающий нечто общее с чем либо. Выражая что либо, человек формирует общение используя как правило всю совокупность приобретённых опытов, транслируя свою сущность, как свой образ мышления - своё реализуемое Я.
Насколько я понимаю, здесь мы переходим к социальным ролям, которые в силу привычки и/или успешности переносятся в другие сферы жизни, совершенно не соответствующие данной роли.
Название совокупности опытов может быть любым, я скорей хочу обратить внимание на способы чтения людей и себя в первую очередь, осознание своих мотивов, которые модулируются в общении. Рассматривая принципы самовыражения в общении, можно использовать шаблоны, которые значительно ускорят рассеивание негативного опыта, и как следствие трансценденцию мышления, для возможности осознавать структуры, не доступные имеющимся циклам мышления. Если проще, то негативное мышление циклично и чем короче циклы, тем меньше способности к осознанию. Короткие циклы это, так сказать низменные мотивации, страхи выживания, всё более длинные циклы уже больше приближаются к динамическому мышлению и начинают вмещать более глобальные проявления и их осознание.
Зависимость - достаточно длинный цикл. Один человек что то нашел в другом, им не обязательно друг друга знать, можно придумать свой образ, и зарождается зависимость от образа. Чем дольше продолжается общение, тем очевидней то, что в образ не вписывается. И если зависимость крепкая, не захочется признавать нестыковки. Они либо наспех латаются, либо искажаются методом самообмана. Это будет видно и в самом общении. Человек говорит одно, а слышится то, что хочется. Важность общения столь велика, что она занимает большую часть мышления. Возникает привычка к хорошим ощущениям и тоска по ним, в их отсутствии. Обьекту зависимости будет приятно осознавать, что за общение происходит. Что то вроде "меня выбрали, я молодец!". Реакция может быть разной, от манипуляций, до взаимности. Но при взаимности обьект не всегда сразу понимает, что могут хвалить не его, а некий образ. Глубокая тема.
Все можно превратить в зависимость. Да, можно кайфовать от общения с кем то и страдать когда вы не вместе.
Термин "общение" подразумевает в себе всё то множество форм человеческой коммуникации, которые только могут быть нам доступны. Условно их можно разделить на конструктивные и деструктивные. Это деление весьма относительно, но чтобы явление обозначить достаточно локанично, нюансами по всей видимости прийдётся принебречь. Я так понимаю, в теме поднят вопрос конструктивного аспекта такого многогранного по своей сути явления как общение. Конструктивное общение - это всегда взаимообмен, при котором его участники приобретают больше, чем теряют. По сути конструктивное общение - это творческий акт результатом которого становится что-то новое, будь то материальные блага или духовные. Даже просто хорошее настроение можно считать результатом. В идеале к такому общению готов любой человек. В идеале. А на практике...общению могут препятствовать несколько факторов. Первое и самое очевидное - это страх. Не буду вдаваться тут в описание всех его разновидностей, полагаю, что итак понятно о чём я веду речь. Ведь форум всё-таки не какой-нибудь, а психологический. Страх мешает установлению канала связи, передачи данных/энергии. Второй препятствующий фактор - ложь. Второе вытекает из первого. Лекарством тут может стать, как бы это банально не прозвучало - установление прочного контакта с самим собой. Под "собой" я подразумеваю в данном случае личность, эго, если хотите. Именно с этого момента начинается полноценное вступление в контакт и с другим человеком. Честность, ясность, продуктивность и эмпатия уже будут сопутствующими инструментами.
Спойлер: Из книги "Иллюзия знания" 1. Насколько хорошо вы понимаете, как работает застежка-молния (оцените в баллах от 1 до 7)? 2. Как работает застежка-молния? Опишите как можно подробнее все этапы ее работы. Если вы похожи на большинство респондентов Розенблита и Кейла (и при этом не работаете на фабрике по производству застежек-молний), ваш ответ на второй вопрос, скорее всего, был бы коротким и невразумительным. Вы просто не можете знать, как она работает. Из этого вытекает третий вопрос: 3. Теперь еще раз, и опять по шкале от 1 до 7 баллов, оцените свои знания о том, как работает застежка-молния. На этот раз вы, вероятно, будете скромнее и оценка будет ниже, чем в первый раз. После попытки объяснить, как работает застежка-молния, респонденты в большинстве своем понимают, что в действительности они мало что знают о ней, и поэтому снижают свою оценку собственных знаний на один или два балла. Такой эксперимент наглядно показывает, что люди живут в плену иллюзий. По их собственным признаниям, первоначально респонденты считают, что они понимают работу застежки-молнии лучше, чем на самом деле. Оценивая свои знания дважды, люди во второй раз ставят себе более низкую оценку и тем самым фактически признают: «Я знаю меньше, чем думал(а)». Просто удивительно, насколько легко люди освобождаются от своих иллюзий; достаточно просто попросить их подробно объяснить суть дела. Понятно, что это относится не только к застежкам-молниям. Такие же результаты Розенблит и Кейл получили, задавая людям вопросы про спидометры, фортепианные клавиши, унитазы, цилиндровые замки, вертолеты, кварцевые часы и швейные машинки. Все респонденты демонстрировали наличие у них иллюзии знания: и аспиранты Йеля, и студенты элитного университета, и студенты регионального государственного вуза. Подобные иллюзии во множестве обнаруживались у студентов другого университета Лиги плюща, у учащихся большой государственной школы и просто на материале случайных выборок американских интернет-сайтов. Мы также обнаружили, что в силу той же иллюзии люди переоценивают свои знания не только в отношении предметов повседневного обихода, но и почти всего остального: уровень своего понимания политических проблем, например в области налоговой политики и международных отношений, остро обсуждаемых научных проблем, таких как использование ГМО и изменение климата, и даже собственных финансовых проблем. Мы занимались изучением психологических явлений в течение длительного времени, но такие надежные результаты, как при изучении иллюзии понимания, удается получить очень редко. Одно из возможных объяснений того, что происходило во время этих экспериментов, заключается в том, что усилия, которые люди прилагают для объяснения того или иного предмета или явления, изменяют их собственную интерпретацию «знания». Возможно, когда респондентов просят оценить собственные знания, во второй раз они отвечают фактически не на тот вопрос, на который отвечали в первый раз. В первый раз они, скорее всего, интерпретируют вопрос так: «Насколько правильно я понимаю, как работает застежка-молния?» После попытки объяснения работы застежки-молнии они, возможно, вместо оценки объема своих знаний по данной теме, по сути, начинают оценивать свою способность правильно сформулировать ответ. А если так, то во второй раз они, по-видимому, отвечают на вопрос, который понимают иначе, нежели первый, а именно: «Какой объем знаний о застежке-молнии я смогу облечь в слова?» Однако это представляется маловероятным, потому что Розенблит и Кейл использовали в своих опросах по оценке знаний очень тщательно подготовленные и четкие инструкции. Они старались как можно точнее объяснять респондентам, что имеют в виду для каждого балла шкалы (от 1 до 7). Но даже если до и после попытки объяснения работы данного предмета респонденты отвечали на разные вопросы, не вызывает сомнений, что их попытки сформулировать объяснение открывали им нечто новое в них самих: знаний, которые можно выразить словами, у них меньше, чем они полагали. Такова суть иллюзии глубины объяснения. До того как человек попытается что-то объяснить, ему кажется, что он в достаточной мере понимает предмет, но после объяснения – уже нет. Даже если он во второй раз оценивает свои знания ниже, потому что теперь уже иначе понимает термин «знание», для него все равно оказывается откровением то, что он знает сравнительно мало. По данным Розенблита и Кейла, «многие респонденты искренне удивлялись тому, насколько меньше они знают, чем им первоначально казалось, и проявляли бо́льшую скромность» Вот собственно этого я рассчитывал коснуться, что мы говорим и зачем, а так же на сколько глубоко понимаем то, что выражаем. Каковы ожидаемые последствия встречных вопросов касаемо высказанного. Да, общение это передача информации, но что это за информация и как она передаётся, как должна передаваться, как может передаваться? Для просмотра внешних ссылок необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на форуме.
Люди обмениваются своим опытом, своими представлениями, выводами о других людях и событиях. Это помогает отвлечься от дел, продемонстрировать свое величие или ничтожество, расширить гругозор, узнать что то новое. Иногда передача инф. целенаправлена, т.е. один человек стремится передать конкретный смысл другому. Иногда просто жонглирование словами. В первом случае человеку необходимо сказать все, что направит мысли другого по верному мыслительному пути, чтоб тот понял смысл передаваемой концепции. Во втором направление не имеет особого значения, важен темп и ритм слов. Есть много разных замысловптых способов передать информацию в общении. Например что то вроде скрытой рекламы, человек рассказывает увлекательную историю, будто это очень интересно, но на самом деле ему хочется рассказать, как он ловко в той ситуации поступил. Но все мотивации для общения можно обобщить до двух направлений. Эго - нападение, осуждение, гордыня, манипуляция и пр. И второе, волшебное, необьяснимое стремление с пониманию и согласию, обьединению.
Конструктивное общение - способ достраивания знания, когда отдельные кусочки знания, складываясь, дополняют и углубляют друг друга. Яркий пример - мозговой штурм. Задано направление, есть или появляется здравая идея, и начинает достраиваться до некого реализуемого целого через дополнения из разных источников.
Хотелось чтоб было что то вроде исследования посредством верного обобщения, потому как тема очень интересная и скрывает множество озарений. В общем чтоб был некий наглядный проект, который если пойдёт, можно было представить в структурированном виде, может даже обучающей книгой. Чтоб начать, необходимо придти к простым обобщённым целям исследуемого пространства. Самый верхний этаж, это всегда действие, процесс, потому всё общение можно выразить в двух единственно возможных видах - с общей целью и разрозненными целями. Собственно и слова есть два, общение и разобщение. Пока общение и разобщение это просто слова, в процессе они могут измениться, потому в отношении терминов ни когда не стоит применять привычные понятия, они могут быть как верны, так и не верны и в том числе обманчивы, приведённая выше книга очень хорошо показывается поверхностность человеческих знаний. Одноцелевое общение требует своих условий, разобщение так же возможно лишь при определённых условиях. Набрав минимальную но ясную призму фактов, уже можно будет делать прогонку по каким то следствиям, наблюдаемым в мире и конечно в себе. Анализ простой. Целевое общение и разобщение являются противоположностями. Таким образом они будут во всех аспектах полностью розниться. Выявив любой аспект общения, или разобщения, его можно просто вывернуть и положить в копилку своей противоположности. К примеру для общения однозначно свойственно взаимопонимание, иначе ни какого общения не будет. В итоге всё, что в общении ведёт к взаимопониманию, в разобщении будет выглядеть точной копией но вывернутой наоборот. Если для взаимопонимания трудно выразить условия, их можно выразить для противоположности взаимопониманию и потом перевернуть. Этот метод называется - от обратного, а всё в общем называется от простого к сложному. Если что то не понятно, просто упрощаем, выворачиваем и смотрим дальше. Как сказал Маккена - напасть, перевернуть и снова напасть. Противоположности всегда противоположны во всём. Ну и маленькие подсказки от Эйнштейна. "Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того." "Никакую проблему невозможно решить на том же уровне, на каком она возникла." Главное научиться думать, потом исследовательский интерес затянет.
Из очевидностей. Общение с общей целью предполагает одинаковое понимание цели. Даже если цель выражена одинаковыми словами, не факт, что смыслы в эти слова вложены одни и те же. В случае разных смыслов получаем разноцелевое общение при одинаковом наборе слов. Учитывая, что причины постановки цели могут быть разными, а значит, могут разниться контексты, то для однонаправленного движения или взаимопонимания необходимо совмещение контекстов. Разница в смысловом наполнении цели, разница в личных контекстах, ведёт к разногласиям в выборе средств достижения, а в итоге, к непониманию и разобщению.
Странность ещё в том, что общение всегда подразумевает общую цель, но по факту имеется глобальная разрозненность мнений об одном и том же, а значит есть постановка не явных целей, или как их называют - не осознанные. Вот эти цели и нужно выяснять путём анализа имеющегося. Верный и не верный способ общения при рассмотрении и объединении, всегда указывают на мотивационный контекст в основе. Раз уж мы имеем дело с постоянными алгоритмами в общении, значит этот мотивационный контекст, будь он концептуальным - причинный, или потенциальным - энергетическим, всегда остаётся постоянным, потому есть возможность его осознать, если делать это правильно. Концептуальный контекст, это всегда идея, формирующая мотивацию, а потенциальный контекст, это всегда эмоция, а вместе они формируют чувства, по которым мы и отличаем верное от не верного.
Мотивация это и есть цель общения, в основе которой находится контекст мотивационного направления, который в обиходе называют убеждением. Если убеждение является фактом, значит оно осознанно, если нет, значит бессознательное.
Общение с общей целью подразумевает обмен информацией, знаниями, что неизбежно должно вести к изменению картины мира каждого. И если к дополнению имеющегося мировоззрения готовность есть всегда (ну, почти), то к разрушению готовность есть в исключительных случаях, несмотря на содержание поступающей информации. Все, что подтверждает и дополняет картину мира, встречается благосклонно, что способствует укреплению связей между людьми. Все, что противоречит картине мира, встречает сопротивление вплоть до полного разобщения. Поэтому есть предположение, что основным мотивом для общения является потребность в подтверждении своей картины мира. В то время, как должно быть быть - приведение картины мира в соответствии с реальностью.
Если общение это найти общее в плане информации, то разобщение это разделение на мое и их. Когда интерес перестает быть общим и каждый приследует свою цель, порой делающую невозможной цель другого, происходит разобщение.
Картина мира - это набор некоторых свойств и правил их связывающих, что представляет собой контекст, в котором разворачивается реализация индивида. Для быстрой ориентации в происходящем и принятия верных решений каждый хочет иметь неизменную систему опорных точек для организации пониманий. Отсюда и радость подтверждения, и страх разрушения имеющихся убеждений. Если опорные точки то и дело меняются, как ориентироваться в происходящем, как принимать верные решения? Отсюда необходимость защиты своих представлений. А поскольку мало кто строит мировоззрение, опираясь на факты, разница мировоззрений широко распространена, что и приводит к постоянным конфликтам в общении. Вот только почему в качестве точек отсчёта так редко используются факты? Поверхностность и ограниченность знаний одного человека не позволяет собрать достаточное количество фактов для построения общей картинки. И поэтому вынуждено принимать на веру знания, предложенные другими. А проверку эти знания проходят уже по мере развертывания реализации. Что-то приходится менять в системе, что-то защищать, что-то остаётся неизменным вследствие подтверждения. И здесь интересен поиск наиболее эффективного алгоритма проверки чужих знаний на предмет возможности использования их в качестве опоры. Самый надежный, конечно, практика, но жизни не хватит все проверять практически. Как определить быстро - верить или не верить чужим знаниям?
Выводы, это хорошо, но они должны откуда то браться и желательно из неопровержимости, сами выводы лишь следствие, их в опыт не обратить. Кто сказал что должна быть какая то точка отсчёта, или что имеющееся положение дел не норма, большинство ведь считают именно так. Множество здравых на первый вид взглядов существовали сотни и тысячи лет, будучи применимыми, хотя и исчерпывали себя в конце концов за отсутствием универсальности, подменяясь иными версиями.
Так уж получилось, что человек реализуется через деятельность. Деятельность предполагает постановку целей и выбор средств, для чего необходимо прогноз результата. Прогноз - это аппроксимация прошлого и настоящего в будущее. Тут и появляются опорные точки. Чем точнее из массы конкретного опыта будут выбраны эти точки, тем точнее будет прогноз результата. В вопросах выживания все просто. Цели понятны, поскольку ощутимы. А неспособность правильно выбрать способ реализации заканчивается плачевно раз и навсегда. А вот в остальной деятельности все не так очевидно. Смутные желания формируют цели из области знаемого и видимого, поскольку нет ничего другого. Для выбора цели из всего видимого спектра нужна оценка. Для оценки нужна какая-то шкала с опорными точками. Поскольку личный опыт не так уж широк, в качестве опоры выбирается убеждение, сформированное на основе чужого опыта и, возможно, как-то подтверждённого своим. От него и отстраивается шкала оценок. То же самое используется и для прогнозирования в связи с Отсутствием личных опытных наработок.