И вина, и стыд - это агрессия, направленная внутрь, на себя. Два братца-уродца, порожденные умом для самоподавления. Но. Если человек не способен испытывать вину и стыд, то может возомнить себя сверхчеловеком. Если слишком завязан на них - закомплексованный невротик. Наверное, как и во многом, нужна золотая середина. Хотя я пыталась найти положительные аспекты вины и стыда. И не нашла. Для того, чтобы человек со здоровой психикой адекватно встраивался в социум, они не нужны. Воспитание вежливости и разумного поведения у детей возможно и без манипуляций на основе этих двух явлений. Правда, с ними гораздо проще и удобней для взрослых. Получается такая себе марионетка, дерни за нужную веревочку для получения прогнозируемого результата. Все эти педагогические приемчики. типа: "Вася умный, решил, задачу, а вы все дураки и равняйтесь на Васю" - чушь и бред. И наносят двойной удар, и по детскому коллективу, и по самому Васе, хотя он ничего плохого не делает. В общем, не удалось мне найти плюсов в этом эмоц. хламе. И работать надо не с виной и стыдом, а уж тем более бороться с ними. Это следствие, надо искать причину, которая находится в более глубоких слоях.
Я бы еще связала парочкой вину с обидой. Обида это не реализованная психологическая потребность во внимании, понимании, уважении , любви и т.д. Свою обиду один человек демонстрирует другому для того, чтобы вызвать у него чувство вины. За то, что не соответствует нашим ожиданиям. Если этот другой вины не чувствует и не демонстрирует раскаяния по такому случаю, то и обида теряет практический смысл.
В психологии различают вину невротическую как самоедство и вину обыкновенную, когда осознаёшь пагубность своих действий и меняешь их.
Это все имеет смысл пока ты косячник. Просветленному, который очистил свое сознание и подсознание от всякого мусора, это уже не нужно.
Нарцисс полон мусора и не замечает его. Это другое. Разница между здоровьем и убежденности что ты здоров.
Дочка моей подруги с детства была супер-ребенком. Ответственной отличницей и примером для всех детей. Если она что-то делала не на 5, а чуть хуже, или вдруг баловство какое-то, ей часто говорили : "Как тебе не стыдно, ты ведь такая замечательная девочка". Он а страшно расстраивалась, краснела, бледнела, путалась в словах и слезах. Я спросила ее как-то, что она внутри себя при этом чувствует. Ю. ответила: Жизнь в такие моменты превращается в тряпочку. Почему-то ее ответ до сих пор вызывает во мне внутренний трепет. Хотя, за много лет он и превратился у нас в расхожий и смешной мем. А как вы думаете, как перевести эту фразу?
Когда ребенок чувствует, что не оправдывает ожидания и не соотвествует идеалу взрослых, он начинает испытывать вину за это. Значит он плохой и не достоин любви. Огромный интересный мир съеживается до размеров маленькой мятой тряпочки, если из него изымается любовь.
Конечно нужны. Ибо они неотъемлемая часть человеческой совести. И чувство стыда или вины за свои не правильные поступки, свойственны абсолютно каждому человеку. Другое дело, если нам пытаются насильно привить чувство вины за то что нам по идеи никогда не принадлежало. Вот это уже другой вопрос. И как говорится не следует вестись и примерять на себя чужое. То бишь проектировать свое отношение к вещам не относящиеся к нам самим. Вот тут надо сразу врубать незнайку, либо моментально отстранятся от тех мыслей, что нам навязывают. Просто для себя нужно уяснить, что это нас ну никак не касается. Поскольку по сути мы никому и ничего не должны в этой жизни. А все так называемые долги мы для себя определяем сами и только с нашей точки обзора на те или иные вещи. Никто из вне не властен указать нам на ту или иную долговую обязанность. Если такое происходит, значит это вторжение в нашу индивидуальность. Ну или личное пространство, в которое без нашего ведома никто не смеет вторгаться. Так что вина или стыд, это сугубо личное явление и зависит от нашего отношения к морали как таковой. А вернее сказать, все зависит от нашей совести. Если совесть чиста, то никто и никогда не навяжет нам чужого. Если рыльце в пушку, то тут уже для себя уточнить нужно. Что было то прошло, и если впредь не намеряны повторять прошлых ошибок. То следовательно это к нам никак не относится и относиться не может. А кто прошлое помянет, тому глаз вон. Еще говорят, а кто забудет, тому оба. Только прикол в том, что чья то так называемая память о наших косяках. Это по сути уже не наши проблемы, а тех кому они покоя не дают. Вот и все.
Нет, у него есть вбитые в подкорку убеждения. Совесть подразумевает некоторую осознанную правильность эталона. А навязанные убеждения - аналог дрессировки, кнут и пряник.
Интересно...никогда не думала под таким углом, так сказать. Дааа, у маленького ребенка нет ещё навязанных обществом убеждений.
Тут ведь ещё зависит от того,что вкладывать в понятие совесть...я вот убеждён что совесть это ещё один инструмент для манипуляции сознанием другого человека....и попыткой подогнать действия человека под определённые шаблоны...
Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Тем что в данном случае личностные качества индивида,противоставляются качествам общественности или проще говоря толпе...Если толпа решит что пора завязывать с этой жизнью, то будет ли нравственно с моей стороны отказаться от этой идиотской затеи????
из сети.... СÓВЕСТЬ Женский род Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.( википедия) Сейчас у кого то возможно произойдёт взрыв мозга,а у кого то может появиться чувство ненависти или яростного несогласия с прочитанным. Все дело в том,что такое красивое ,благородное ,благочестивое и правильное на первый взгляд понятие ,как совесть,на самом деле является вредноносным и служит одной единственной цели- манипуляции сознанием человека. Это равносильно понятию '' патриотизм '',когда властьимущие с помощью привития ложных ценностей,заставляют массы следовать их интересам.Войны,правительственные перевороты,это все никакому народу не надо,единственное что ему надо,это мирная и спокойная жизнь,но именно народ ,с гордым чувством патриотизма ,ведёт эти войны,смысл которых всегда один и тот же. Один царь хочет убить второго ,забрав себе его жену ,дом и скотину. Но вернёмся к нашим баранам. Совесть ,это ответственность за своё поведение перед обществом. То есть получается,что если твои интересы или действия идут вразрез законов общества,то у тебя нет совести? Но интересы общества разные. Если я не ем человечину,то с точки зрения каннибала у меня что,нет совести? Нет...тут что то не так. Или такой вариант. Существует выражение ''его мучает совесть'' ,это когда человек поступил не по закону? Но сколько людей каждый день поступает не по закону,начиная от пешехода,идущего на красный свет ,и заканчивая президентами,не выполняющими свои же указы. И что всех мучает совесть? Щас!! Все бы уже замучались бы в конец, будь это так. Совесть начинает мучать человека только в единственном случае,когда человек совершает действие противоречащее его личным убеждениям.вот маленький пример. Два молодых парня сидят в маршрутке .заходит беременная женщина . По правилам общества,они оба должны уступить место ,но парни увлечены беседой ,и продолжают сидеть. Женщине становится плохо и она падает в обморок . автобус останавливается и её увозит скорая. По логике,этих парней должна была замучать совесть,если не до смерти,то хотя бы до полусмерти ,точно. Но что происходит. Одному парню вообще пофиг,он и не собирался уступать место. Он так воспитан в семье ,на улице,где отношение к старикам и беременным считается проявлением малодушия. А второй парень получил воспитание ,где эти правила работают и будь он один ,без друга,то он непременно бы уступил место,но он был с другом и встать ,когда друг умышленно сидит,не позволило ложное чувство товарищества. Но вот чувство совести его таки будет беспокоить.Получается что совесть,это чувство,возникающее при действии,которое человек,в глубине души,совершать вовсе не собирался. В этом разрезе выражение '' призвать челововеке к совести'' звучит просто абсурдно. Возьмём того же маньяка убийцу. Если он убеждён на 100% что он должен был убивать,то к какой совести он должен прийти? Как его можно к ней призвать?Он поступал соразмерно своим убеждениям .Со временем у него ,при осознании содеянного,могут произойти изменения в мышлении и мировоззрении и тогда наступает чувство вины содеянного и раскаяние в совершенном,но это не совесть . Происходит подмена понятий,когда душевные устои ,пытаются выдать за моральные нормы общества. С помощью такого понятия как совесть,человека можно всегда держать в узде. Чуть что не так,можно заявить,что у него нет совести,что он поступает не по совести и т.д. у каждого человека свои индивидуальные моральные и нравственные устои,сформировавшиеся на протяжении жизни под влиянием различных факторов. И точно так же как у каждого своя правда ,точно так же у каждого существует и своя совесть,вернее её не существует,она появляется если человек что то делает не так как хотел,а как требовали обстоятельства или ''общество''. И если все это прланализировать и совокупить)))))).....то получается что человек ,живущий по законам своей души,который никогда не жалеет о содеянном,потому как со своей точки зрения всегда делал правильно и как он сам этого хотел,у такого человека нет и не может быть никакой совести. Потому как совесть, этосродни чувству угрезения,а если грызть нечего,то при чем тут какая то совесть. Так что если вы живете как вам подсказывает ваша душа,а не как требуют правила этикета и варварские законы государства,то можете с гордо поднятой головой заявлять в полный голос что у вас нет совести,она вам просто не нужна за ненадобностью.
Не совсем. Если человек не способен полагаться на свои решения, он неизбежно будет искать соответствие с социальными нормами, чтоб получать от них то, на что не способен сам. Потому сначала нужно научиться полагаться на себя, а потом уже обрывать за ненадобностью связь с моралью. Если сам дурак и при этом обрываешь паразитические связи, то ни чего хорошего из этого не получится. Потому человек и вынужден паразитировать других на моральных основах. Этакий взаимопаразитизм и делает общество стабильным, благодаря общим усилиям, но каждый в нём раб.