Добрый день. Хочется затронуть тему воспитания, тк считаю ее очень интересной, много чего в ней есть. Родителем становятся по разным ситуациям и не часто это дело запланировано, так же не часто ему предшествовала адекватная подготовка. Бывает что воспитывает тот, кто еще не довоспитался сам. Это отношения учитель ученик, где вроде очевидно, что учителем должен быть обладатель большего опыта, но так же имеются поговорки вроде, «устами младенца глаголет истина». Научить ты можешь тому, что знаешь сам, своей перспективе, своему видению, своим иллюзиям. Но мир движется и то что было актуально в твоем детстве, при нынешнем состоянии социума не применимо или проще говоря нафиг ни кому не нужно. Можно снять с себя ответственность, позаимствовать теорию воспитания у социума, его нормы, законы, мораль. Которые так же в движении, относительны, не универсальны. Давайте честно, они не работают, они легко интерпретируются под ситуацию, они созданы чтоб их нарушать и многим их нарушать приятно. Я подхожу к своей дочери и думаю, что бы ей сказать, в конкретной ситуации. Пробегусь мысленно по своему опыту, по книгам детских психологов советских годов, по слащавым брошюркам современников, припомню одетое в маску лицо социума. И не нахожу ни чего лучше как погладить по голове и сказать, живи доча, смотри сама, набирайся опыта.
Еще ютуб и телек не упомянул. Это бесконтрольно, шутят и про наркотики, что это весело и на детских каналах формируют фобии. А про передачи Малышевой вообще молчу.
Суровая действительность того, как мы куём своё будущее, передавая прошлое в руки грядущих поколений. Вообще родители так же поставлены в непреодолимые рамки отношений. Вроде и надо уберечь дитя от дурных влияний, негативных последствий, травматичных ситуаций, но нужно и знать грань, за которой такой подход начинает сам превращаться в травматичную ситуацию и начинает искажать, а не учить.
О воспитании детей могу сказать следующее. Думаю, основная задача родиителей - это научить детей жить самостоятельно и обходиться без помощи родителей. То есть создавать условия, в которых дети могут научиться навыкам, с помощью которых смогут жить самостоятельно.
Если вдуматься, то это сложнейшая и почти неподъемная тема. Сперва надо определиться, что такое воспитание, что воспитывать и методы. А то ведь еще бывает, например, "патриотическое воспитание". Смирнова правильно говорит о программе минимум - чтобы дети смогли выжить. И возникает вопрос, а что еще надо? Формировать идеологию, мировоззрение? Но ведь это каждый сам должен к этому придти. Да и для идеологий нужен опытный учитель.
Очень важны взаимоотношения между родителями, на них ребенок смотрит и впитывает, тут он берет первые навыки общения, алгоритмы взаимодействия. Они внимательны и усердны, родитель может не заметить как прививает одну теоретическую модель, а на практике сам поступает иначе. Так теряют доверие, лишаются авторитетности. Тогда ребенок найдет его где то еще. Ребенок не должен видеть разногласия в решениях родителей, жарких споров. Такое лучше обсуждать без их участия или в форме здорового обмена аргументацией, где выживет более устойчивая версия. Это очень тяжелый труд, если хочется воспитать здорового и сильного человека. Не получится этого сделать, если ты сам таковым не являешься. Нужно следить за собой, нужно Видеть то место где вы находитесь, чтоб предугадать шаг. Вот был период когда ценились инженеры, большенство учились на инженеров, а потом бац и они ни кому не нужны, нужны менеджеры, а потом рынок труда насытился и ими. Нужно или поймать волну или подготавливать универсалов, готовых переключиться куда угодно. Так же, если переборщить с влиянием, контролем, ребенок не сможет самостоятельно принимать решения и действовать. Залюбленный ребенок не готов к суровом мирским сюрпризам, забитый боится выйти на улицу и с кем то взаимодействовать. Золотая середина требует поиска, нужно давать любовь и в то же время твердо настаивать что есть понятие «надо». Так же считая ребенка своим продолжением, родители пытаются исправить свои ошибки прошлого, реализовать то, что не реализовали сами. Но так они не видят того что есть прямо сейчас, живут в своих грезах и к ним приспосабливают детей. Очевидно столкновение с реальностью.
Всё что привили и всё что постиг сам, придётся тестировать на прочность временем, этому и нужно учить, самостоятельности. Ну а на сколько широко она будет реализована, зависит только от новобранца.
Да, тут много всего завязано. Воспитание то же обучение, есть и теория и практика. Так же как учитель передает знания предмета ученику, так же взрослый передает знания своему воспитаннику. Тут всплывает еще один термин - взрослый. Взрослый это знание себя, мыслительная и эмоциональная образованность, знание законов места обитания, умение с ними взаимодействовать, умение ставить цели и достигать их. Может что то еще. Воспитание это преобразование нового человека во взрослого. Что включает в себя программа?
Любые навыки, помогающие жить. Принимать решения и нести за них ответственность, например. Дети итак многому учаться на примере родителей. А условия - позволять ребёнку делать что-то самому, предоставлять право выбора и возлагать обязанность нести ответственность.
Еще добавлю о взрослости, возраст тела тут малозначимый фактор. Есть история, где парень до 30 лет жил под крылом у матери и когда у нее случился приступ, на нервной почве, ему пришлось самому о себе заботится. Когда соседка принесла матери еду, он подошел и спросил, «а как вот, я узнаю что это магазин, как пойму сколько денег нужно даиь?». То есть он вообще дите дитем в 30! лет. Если сравнить с ним паренька 15 лет выросшим среди беспризорников на улице, то он по всем пунктам куда взрослее. Если сейчас вывести и определить то, что такое взрослый человек, под него не попадут и 2/3 социума.
Вы правы, но как то это все поверхностно, хотелось бы больше конкретики. Что такое решения, ответственность, право выбора, обязанности.
Я бы выделил три этапа воспитания. Начальный, где как раз зак ладываются базовые навыки и определения что я такое и что это вокруг. Это дошкольный возраст. Второй этап это уже более сложные программы, социальная среда. Ну и третий, примерно 20ти летний возраст, когда вроде и из гнезда выпорхнул но поддержка/корректировка все еще нужна. Тут как бы выпускной экзамен, видно что в итоге дало обучение.
Из способности принимать независимые решения. Так сложилось, что вера в себя для человека, является накопительным аспектом, если конечно не выльется в самодурство, которое медленно, но уверенно убивает результативность решений. Собственно самодурства без самопознания не избежать, это тупик, потом материализм, одиночество и капец.
Здесь все не так однозначно, хоть принято продвигать такую версию. Но это как раз и есть расхождение прививаемой теории с практикой. Конфликты есть, но их, вроде, нет. Родители в результате разбегаются, а дети остаются в недоумении, что это было, ведь все было хорошо. Учиться распознавать конфликт и решать его тоже как-то надо. Правда, показать, как это делается к всеобщему удовольствию, мало кто способен.
и как вы представляете такое воспитание? В виде школьных уроков? Воспитание скорее всего должно быть в живых примерах, причём не обязательно нарочно их создавать - жизнь сама подкинет проблемы. Вот тут-то возникает вопрос: а взрослый сам их сможет решить? общая цель - да. Но никто ж не будет 3-х летнего ребёнка делать взрослым сразу. Скорее подготовка к следующей ступени, а потом к следующей... И, теоретически, у нас этих ступеней много, и, возможно, мало кто их вообще прошел. Ну вот, ехали... ехали... и приехали. Остаться одному - без родителей, и не умереть. По счетам еще платить ))) И не помешает какое-то поведение адекватного человека.
На начальном этапе лучше избегать конфликтов при детях, у них случается страх, они могут подумать что они причина конфликта. Можно ведь не вот прям щас вовлекаться в спор, а перенести обсуждение. Это полезный навык не только в воспитании. Не быть ведомым эмоцией, а отпустить ситуацию и рассмотреть отстраненно, взвесив все за и против. Если мама разрешает то, что запрещает папа, авторитет теряют оба. А это доверие, без доверия весь дальнейший концепт не имеет веса. То есть правила воспитания должны быть оговорены заранее, в куре должна быть так же приезжающая время от времени бабушка.
Это всегда теория и практика, в случае с детьми практика часто опережает теорию. Они сначала сделают а потом им объясняешь как это следует сделать и стоит ли вообще это делать. Но лучше чтоб теория была вначале, например в случае с розеткой, до того как ребенок ее опробует. Как и в любом обучении, сначала элементарное, потом более сложное. Согласен, недоучек много. Все так стремятся стать взрослыми, что пропускают ступени.