Похвала скуке (обсуждение статьи)

Тема в разделе "Свободное общение", создана пользователем IgnorantSage, 18 июн 2018.

  1. IgnorantSage

    IgnorantSage Наш человек

    Интересно ваше мнение. (Тех, кто осилит прочитать речь Бродского перед выпускниками Дармутского колледжа в 1989 году)

    Похвала скуке. Иосиф Бродский.
    (речь перед выпускниками Дармутского колледжа в июне 1989 года)

    Но если ты не сможешь удержать своё царство
    И придешь, как до тебя отец, туда,
    Где мысль обвиняет и чувство высмеивает,
    Верь своей боли…

    У. Х. Оден, «Алонсо — Фердинанту»

    Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой. Причина, по которой я хотел бы поговорить с вами об этом в столь торжественный день, состоит в том, что, как я полагаю, ни один гуманитарный колледж не готовит вас к такой будущности; и Дармут не является исключением. Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя её. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий веки велеречивый учебник — ничто по сравнению с психологической Сахарой, которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт.


    Известная под несколькими псевдонимами — тоска, томление, безразличие, хандра, сплин, тягомотина, апатия, подавленность, вялость, сонливость, опустошённость, уныние и т. д., скука — сложное явление и, в общем и целом, продукт повторения. В таком случае, казалось бы, лучшим лекарством от нее должны быть постоянная изобретательность и оригинальность. То есть на что вы, юные и дерзкие, и рассчитывали. Увы, жизнь не даст вам такой возможности, ибо главное в жизненной механике — как раз повторение.

    Можно, конечно, возразить, что постоянное стремление к оригинальности и изобретательности есть двигатель прогресса и тем самым цивилизации. Однако — в чем и состоит преимущество ретроспективного взгляда — двигатель этот не самый ценный. Ибо, если мы поделим историю нашего вида в соответствии с научными открытиями, не говоря уже об этических концепциях, результат будет безрадостный. Мы получим, выражаясь конкретнее, века скуки. Само понятие оригинальности или новшества выдаёт монотонность стандартной реальности, жизни, чей главный стих — нет, стиль — есть скука.

    Этим она — жизнь — отличается от искусства, злейший враг которого, как вы, вероятно, знаете, — клише. Поэтому неудивительно, что и искусство не может научить вас справляться со скукой. На эту тему написано несколько романов; ещё меньше живописных полотен; что касается музыки, она главным образом несемантична. Единственный способ сделать искусство убежищем от скуки, от этого экзистенциального эквивалента клише, — самим стать художниками. Хотя, учитывая вашу многочисленность, эта перспектива столь же незаманчива, сколь и маловероятна.

    Но даже если вы шагнете в полном составе к пишущим машинкам, мольбертам и Стейнвеям, полностью от скуки вы себя не оградите. Если мать скуки — повторяемость, то вы, юные и дерзкие, будете быстро удушены отсутствием признания и низким заработком, ибо и то, и другое хронически сопутствует искусству. В этом отношении литературный труд, живопись, сочинение музыки значительно уступают работе в адвокатской конторе, банке или даже лаборатории.

    В этом, конечно, заключается спасительная сила искусства. Не будучи прибыльным, оно становится жертвой демографии довольно неохотно. Ибо если, как мы уже сказали, повторение — мать скуки, демография (которой предстоит сыграть в вашей жизни гораздо большую роль, чем любому из усвоенных вами здесь предметов) — её второй родитель. Возможно, это звучит мизантропически, но я вдвое старше вас и на моих глазах население земного шара удвоилось. К тому времени, когда вы достигнете моего возраста, оно увеличится вчетверо, и вовсе не так, как вы ожидаете. Например, к 2000 году произойдёт такое культурно-этническое перераспределение, которое станет испытанием для вашего человеколюбия.

    Одно это уменьшит перспективы оригинальности и изобретательности в качестве противоядий от скуки. Но даже в более монохромном мире другое осложнение с оригинальностью и изобретательностью состоит в том, что они буквально окупаются. При условии, что вы способны к тому или другому, вы разбогатеете довольно быстро. Сколь бы желательно это ни было, большинство из вас знает по собственному опыту, что никто так не томим скукой, как богачи, ибо деньги покупают время, а время имеет свойство повторяться. Допуская, что вы не стремитесь к бедности — иначе вы бы не поступили в колледж, — можно ожидать, что скука вас настигнет, как только первые орудия самоудовлетворения станут вам доступны.

    Благодаря современной технике эти орудия так же многочисленны, как и синонимы скуки. Ввиду их назначения — помочь вам позабыть об избыточности времени — их изобилие красноречиво. Столь же красноречивым является использование вашей покупательной способности, к вершинам которой вы зашагаете отсюда под щёлканье и жужжание некоторых из этих инструментов, которые крепко держат в руках ваши родители и родственники. Это пророческая сцена, леди и джентльмены 1989 года выпуска, ибо вы вступаете в мир, где запись события умаляет само событие — в мир видео, стерео, дистанционного управления, тренировочных костюмов и тренажеров, поддерживающих вас в форме, чтобы снова прожить ваше собственное или чье-то ещё прошлое: консервированного восторга, требующего живой плоти.

    Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой. В значительной степени это относится и к деньгам — как к самим банкнотам, так и к обладанию ими. Разумеется, я не собираюсь объявлять бедность спасением от скуки — хотя Св. Франциску, по-видимому, удалось именно это. Но несмотря на всю окружающую вас нужду, идея создания новых монашеских орденов не кажется особенно увлекательной в нашу эпоху видеохристианства. К тому же, юные и дерзкие, вы больше жаждете делать добро в той или иной Южной Африке, чем по соседству, и охотнее откажетесь от любимого лимонада, чем вступите в нищий квартал. Поэтому никто не рекомендует вам бедность. Все, что вам можно предложить, — быть осторожнее с деньгами, ибо нули в ваших счетах могут превратиться в ваш духовный эквивалент.

    Что касается бедности, скука — самая жестокая часть её несчастий, и бегство от нее принимает более радикальные формы: бурного восстания или наркомании. Обе временные, ибо несчастье бедности бесконечно; обе вследствие этой бесконечности дорогостоящи. Вообще, человек, всаживающий героин себе в вену, делает это главным образом по той же причине, по которой вы покупаете видео: чтобы увернуться от избыточности времени. Разница, однако, в том, что он тратит больше, чем получает, и его средства спасения становятся такими же избыточными, как то, от чего он спасается, быстрее, чем ваши. В целом, тактильная разница между иглой шприца и кнопкой стерео приблизительно соответствует различию между остротой и тупостью влияния времени на неимущих и имущих. Короче говоря, будь вы богаты или бедны, рано или поздно вы пострадаете от избыточности времени.

    Потенциально имущие, вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну, климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам кулинарии, наркотикам, психоанализу.

    Впрочем, вы можете заняться всем этим одновременно; и на время это может помочь. До того дня, разумеется, когда вы проснетесь в своей спальне среди новой семьи и других обоев, в другом государстве и климате, с кучей счетов от вашего турагента и психоаналитика, но с тем же несвежим чувством по отношению к свету дня, льющемуся через окно. Вы натягиваете ваши кроссовки и обнаруживаете, что у них нет шнурков, за которые бы вы выдернули себя из того, что вновь приняло столь знакомый облик. В зависимости от вашего темперамента или возраста вы либо запаникуете, либо смиритесь с привычностью этого ощущения; либо вы ещё раз пройдёте через мороку перемен.

    Невроз и депрессия войдут в ваш лексикон; таблетки — в вашу аптечку. В сущности, нет ничего плохого в том, чтобы превратить жизнь в постоянный поиск альтернатив, чехарду работ, супругов, окружений и т. д., при условии, что вы можете себе позволить алименты и путаницу в воспоминаниях. Это положение, в сущности, было достаточно воспето на экране и в романтической поэзии. Загвоздка, однако, в том, что вскоре этот поиск превращается в основное занятие, и ваша потребность в альтернативе становиться равна ежедневной дозе наркомана.

    Однако, из этого существует ещё один выход. Не лучший, возможно, с вашей точки зрения, и не обязательно безопасный, но прямой и недорогой. Те из вас, кто читал «Слугу слуг» Роберта Фроста, помнят его строчку: «Лучший выход — всегда насквозь». И то, что я собираюсь предложить — вариация на эту тему.

    Когда вас одолевает скука, предайтесь ей. Пусть она вас задавит; погрузитесь, достаньте до дна. Вообще, с неприятностями правило таково: чем скорее вы коснетесь дна, тем быстрее выплывете на поверхность. Идея здесь, пользуясь словами другого великого англоязычного поэта, заключается в том, чтобы взглянуть в лицо худшему. Причина, по которой скука заслуживает такого пристального внимания, в том, что она представляет чистое, неразведенное время во всем его повторяющемся, избыточном, монотонном великолепии.

    Скука — это, так сказать, ваше окно на время, на те его свойства, которые мы склонны игнорировать до такой степени, что это уже грозит душевному равновесию. Короче говоря, это ваше окно на бесконечность времени, то есть на вашу незначительность в нем. Возможно, этим объясняется боязнь одиноких, оцепенелых вечеров, очарованность, с которой мы иногда наблюдаем пылинку, кружащуюся в солнечном луче, — и где-то тикают часы, стоит жара, и сила воли на нуле.

    Раз уж это окно открылось, не пытайтесь его захлопнуть; напротив, широко распахните его. Ибо скука говорит на языке времени, и ей предстоит преподать вам наиболее ценный урок в вашей жизни — урок, которого вы не получили здесь, на этих зелёных лужайках — урок вашей крайней незначительности. Он ценен для вас, а также для тех, с кем вы будете общаться. «Ты конечен», — говорит вам время голосом скуки, — «и что ты ни делаешь, с моей точки зрения, тщетно». Это, конечно, не прозвучит музыкой для вашего слуха; однако, ощущение тщетности, ограниченной значимости ваших даже самых высоких, самых пылких действий лучше, чем иллюзия их плодотворности и сопутствующее этому самомнение.

    Ибо скука — вторжение времени в нашу систему ценностей. Она помещает ваше существование в его — существования — перспективу, конечный результат которой — точность и смирение. Первая, следует заметить, порождает второе. Чем больше вы узнаете о собственной величине, тем смиреннее вы становитесь и сочувственней к себе подобным, к той пылинке, что кружится в луче солнца или уже неподвижно лежит на вашем столе. Ах, сколько жизней ушло в эти пылинки! Не с вашей точки зрения, но с их. Вы для них то же, что время для нас; поэтому они выглядят столь малыми.

    «Помни меня», —

    шепчет пыль.

    Ничто не могло бы быть дальше от душевного распорядка любого из вас, юные и дерзкие, чем настроение, выраженное в этом двустишии немецкого поэта Питера Хухеля, ныне покойного.

    Я процитировал его не потому, что хотел заронить в вас влечение к вещам малым — семенам и растениям, песчинкам или москитам — малым, но многочисленным. Я привел эти строчки, потому что они мне нравятся, потому что я узнаю в них себя и, коли на то пошло, любой живой организм, который будет стёрт с наличествующей поверхности. «Помни меня», — говорит пыль. И слышится здесь намёк на то, что, если мы узнаем о самих себе от времени, вероятно, время, в свою очередь, может узнать что-то от нас. Что бы это могло быть? Уступая ему по значимости, мы превосходим его в чуткости.

    Что означает — быть незначительным. Если требуется парализующая волю скука, чтобы внушить это, тогда да здравствует скука. Вы незначительны, потому что вы конечны. Однако, чем вещь конечней, тем больше она заряжена жизнью, эмоциями, радостью, страхами, состраданием. Ибо бесконечность не особенно оживлена, не особенно эмоциональна. Ваша скука, по крайне мере, говорит об этом. Поскольку ваша скука есть скука бесконечности.

    Уважайте, в таком случае, её происхождение — и, по возможности, не меньше, чем своё собственное. Поскольку именно предчувствие этой бездушной бесконечности объясняет интенсивность человеческих чувств, часто приводящих к зачатию новой жизни. Это не значит, что вас зачали от скуки или что конечное порождает конечное (хотя и то и другое может звучать правдоподобно). Это скорее наводит на мысль, что страсть есть привилегия незначительного.

    Поэтому старайтесь оставаться страстными, оставьте хладнокровие созвездиям. Страсть, прежде всего, — лекарство от скуки. И ещё, конечно, боль — физическая больше, чем душевная, обычная спутница страсти; хотя я не желаю вам ни той, ни другой. Однако, когда вам больно, вы знаете, что, по крайней мере, не были обмануты (своим телом или своей душой). Кроме того, что хорошо в скуке, тоске и чувстве бессмысленности вашего собственного или всех остальных существований — что это не обман.

    Вы могли бы также испробовать детективы или боевики — нечто, отправляющее туда, где вы не бывали вербально / визуально / ментально прежде — нечто, длящееся хотя бы несколько часов. Избегайте телевидения, особенно переключения программ: это избыточность во плоти. Однако, если эти средства не подействуют, впустите её, «швырните свою душу в сгущающийся мрак». Раскройте объятия, или дайте себя обнять скуке и тоске, которые в любом случае больше вас. Несомненно, вам будет душно в этих объятиях, но попытайтесь вытерпеть их сколько можете и затем ещё немного. Самое главное, не думайте, что вы где-то сплоховали, не пытайтесь вернуться, чтобы исправить ошибку. Нет, как сказал поэт: «Верь своей боли». Эти ужасные медвежьи объятия не ошибка. И все, что вас беспокоит, — тоже. Всегда помните, что в этом мире нет объятий, которые в конце концов не разомкнутся.

    Если вы находите все это мрачным, вы не знаете, что такое мрак. Если вы находите это несущественным, я надеюсь, что время докажет вашу правоту. Если же вы сочтете это неуместным для такого торжественного события, я с вами не соглашусь.

    Я бы согласился, знаменуй это событие ваше пребывание здесь, но оно знаменует ваш уход. К завтрашнему дню вас здесь уже не будет, поскольку ваши родители заплатили только за четыре года, ни днем больше. Так что вы должны отправиться куда-то ещё, делать карьеру, деньги, обзаводиться семьями, встретиться со своей уникальной судьбой. Что касается этого куда то, ни среди звёзд, ни в тропиках, ни рядом в Вермонте скорее всего не осведомлены об этой церемонии на лужайке в Дармуте. Нельзя даже поручиться, что звук вашего оркестра достигает Уайт-Ривер-Джанкшн.

    Вы покидаете это место, выпускники 1989 года. Вы входите в мир, который будет населён гораздо плотнее этой глуши, и где вам будут уделять гораздо меньше внимания, чем вы привыкли за последние четыре года. Вы полностью предоставлены себе. Если говорить о вашей значимости, вы можете быстро оценить её, сопоставив ваши 1100 с 4,9 миллиарда мира. Благоразумие, следовательно, столь же уместно при этом событии, как и фанфары.

    Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса тёмных и, что ещё хуже, унылых часов, рождённых настолько же внешним миром, насколько и вашими собственными умами. Вы должны будете каким-то образом против этого укрепиться; в чем я и попытался вам помочь здесь моими малыми силами, хотя этого очевидно недостаточно.

    Ибо то, что предстоит вам, — замечательное, но утомительное странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто остаётся позади. Однако, единственное, в чем они могут вас заверить, что это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция, стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте — даже когда вам кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым. Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы застряли… Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно ещё имеет свои нормальные размеры, пока это ещё не фотография. Посмотрите на него со всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое. Взгляните, так сказать, в лицо лучшему. Ибо я сомневаюсь, что вам когда-либо будет лучше, чем здесь.
     
    Jeka, Anya, EmptySky и 2 другим нравится это.
  2. Мечта

    Мечта Любимая и любящая взаимно Команда форума

    Мудрый совет- окунуться в скуку, а как было сказано скука появляется от повторения и совет окунуться в скуку, это понимаю как ничто иное, а именно окунуться в настоящее и посмотреть в глаза тому, что происходит сейчас.
    Концовка мне вообще очень понравилась - "и хоть вам кажется, что вы застряли, это не так" - в этом прочитала ничто иное, а как то, что жизнь живет сейчас и меняется и этим подтверждается невозможность скуки, ибо скука невозможна при отсутсвии повторения. Просто замыленый взгляд не видит жизнь прямо сейчас, а смотрит прошлое кино. Жизна интересна своими вечными изменениями, невозможно войти в одну и ту же реку дважды. И думаю, что у Жизни есть два, на мой взгляд, просматриваемых свойства - изменения и вечность. Плавные и вечные перетекания одного в другое, вечные никогда не останавливающиеся метамарфозы.

    Скука, на мой взляд, по сути это будто спор с жизнью, отрицание жизни, нежелание ее замечать и видеть жизнь, видеть то, что происходит сейчас. А нежелание замечать жизнь, думаю это оттого, что при наблюдении за жизнью сразу видны постоянные изменения - уходит одно, на смену приходит другое, для эго видение этих изменений свидетельсвует о собственной смерти (эго не вечно) и не желание осознавать и знать этого факта. А желание скрасить скуку, это будто желание убыстрить течение жизни, чтобы она быстрее закончилась. Скука, это как нежелание жить.
    Эго хочет жить вечно, но видение жизни говорит о невозможности этого. Но не видеть не замечать жизнь эго тоже не может, но всячески старается это делать и это проводействие вызывает муки в нем. Противоречивые желания эго - и жить и умереть.

    А прямо сейчас происходит множество измений в самом читающем и пишущем эти строки - одни клетки умирают, другие рождаются, всплывают мысли образы в уме, возникают чувства, эмоции. Происходит Жизнь.

    Мне понравилась статья/речь тем, что наводит на размышления.
     
    Последнее редактирование: 18 июн 2018
  3. Viola

    Viola Наш человек

    Больше всего мне запомнился поезд, идущий без расписания в один конец и никто не знает, что впереди и слова о месте, из которого он отправляется - лучшее, которое не повторяется больше, но ззапечатлено в памяти. Чем дальше поезд, тем дальше от этого места, тем больше скуки. Только память о нем укрепляет и позволяет держаться на плаву. Когда же скука обнимает, то погрузиться на самое ее дно позволяет боль, поэтому "верь своей боли". Чем больше времени прошло в пути, тем больше боли. Погружение на дно скуки - это ощущение своей незначительности, сравнимой с пылинкой и тщетности всего происходящего. Скука напоминает о бесконечности времени. Понимание тщетности и незначительности своей жизни позволяет оттолкнуться и всплыть. Память о месте, где было лучше всего, о себе настоящем, позволяет не потерять чуткость-то единственное, о чем напоминает жизнь пылинки бесконечному времени.
    Очень топорно получается писать что-либо после такой потрясающей речи, все слова выглядят как взмахи малярной кистью на фоне картины гениального художника. И все же кроме слов на экране ничего не появится. Речь пробирает до самых глубин.
     
    Последнее редактирование: 18 июн 2018
  4. Мечта

    Мечта Любимая и любящая взаимно Команда форума

    Как много в этой фразе.
    И якобы много времени(скучного) которое хочется убить/уменьшить его избыточность. Незамечание жизни и желание заполнить жизнь впечатлениями - так быстрей время бежит и тем самым приблизить свой конец.
    Это все подсознательно, человек сам непонимает чем движим- противоречивыми желаниями.

    Перечитала статью. Потрясающе мудрая речь человека, предположительно не эзотерика, понявшего суть бытия и высказавшего её простым и понятным языком. Если вдумчиво ее прочитать, наводит на интересные размышления и углубление понимания.
     
    Последнее редактирование: 18 июн 2018
    Jeka нравится это.
  5. Нина

    Нина Наш человек

    Скука не от повторения, . Масса людей стремится к стабильности, а стабильность - это однообразие и предсказуемость. Масса людей создаёт специальные ритуалы, а ритуал - это повторение. Типа, молитва на ночь, не помолился, катастрофа.
    Скука растет из отрицания происходящего. Делать что-то хочу, но ничего из того, что могу прямо сейчас. А завтра, может, и захочу.
    @IgnorantSage, разрушение мотиваций, осознание их бессмысленности, причем, тотальное, это близко, но немного другое. Все, что здесь остаётся, - это искать настоящий смысл.
     
    Мечта и Jeka нравится это.
  6. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    @IgnorantSage, :thumbsup:
    Согласен с Бродским. Иди насквозь. Отложи в сторону свои занятия, развлечения - и наблюдай, как "пылинка кружится в луче солнца" :)
     
    Anya нравится это.
  7. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    О каком разрушении мотиваций речь? :)
     
  8. Нина

    Нина Наш человек

    О тотальном. :)
     
  9. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Еще когда @IgnorantSage написал о том, что у него наступил период апатии (Не знаю, чего хочу), я подумал, что никогда подобного не испытывал. Я смотрю на своих детей. Им вообще пока не понятно слово скука. Вижу, что их антискука - это немного иное, чем, скажем у меня. Они могут целый день заниматься одной игрой, но импровизировать так, что им это не надоест. У меня работает немного иначе, мне нужна смена "наркотика". Причем у меня было предположение, что я делаю это т.к. "так быстрей время бежит и тем самым приблизить свой конец". Но нет, все совсем наоборот! Желание все успеть. Оглянулся посмотреть, что я делал в выходные, и слегка офигел. Многие за месяц столько сделать не успевают. Да, я не правильно живу, но это мне нравится, как и всем вокруг меня.
     
  10. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Есть такой детский фильм "Майор Пэйн". Там есть эпизод, когда майор отвлекает солдата от тяжелого ранения умышленно сломанным ему пальцем. Мне депрессия неведома, но я могу судить по знакомым. Ошибочным был бы совет заняться чем-то, отвлечься. А вот найти себе на свою ... ээээ ... голову другие проблемы - лечит мгновенно. У знакомого была депрессия после расставания с девушкой, но в задумчивости он попал в аварию. Очнулся в больнице, а депрессии нет. Или у дочки дяди Миши была вечная меланхолия. То, что он умрет, было понятно сразу и ей, но свалившаяся на нее куча забот (похороны, поминки, документы и прочее) вылечили ее на раз. Депрессия - это болезнь безделья. Она возможна только когда есть благополучие. Обломовщина. Если еда падает не с неба, а ее нужно добывать в лесу, то никакой депрессии не будет.
    Это мое мнение непрофессионального стороннего наблюдателя.
    p.s. Про сломанный палец лично проверял. Перед вырезанием аппендицита мне сделали лапароскопию без анестезии. Я корчился от боли ... Но пришла медсестра и вкатила мне какой-то жутко болезненный укол. Про боль в животе я мгновенно забыл. Все внимание переключилось на боль в за ... ну вы поняли.
     
  11. Anya

    Anya Наш человек

    Безделье - это следствие, а не причина депрессии. Человек может заставить себя работать и даже делать это вполне долго и успешно, но это не гарантирует, что рано или поздно проблема не вылезет снова, или не проявится в какой-нибудь другой форме.. например, в форме любой зависимости (алкогольной, наркотической, зависимых отношений и пр.), которая обеспечит человеку то, чего он ищет - побег от реальности.

    Человек в депрессии не избегает работы, он избегает реальности в любых её проявлениях. И пока не вскроется реальная причина этого избегания, никакие "коровы", никакие формы трудотерапии и прочие способы насильственного возвращения в реальность ничего не дадут.
     
    Jeka нравится это.
  12. Anya

    Anya Наш человек

    И кстати, если вернуться к статье.. мне кажется, Бродский не зря воспевает скуку.
    Только он воспевает не депрессивную - вынужденную скуку, а осознанное бездействие, которое позволяет узнать и примириться с реальностью - как бы расслабиться в ней, перестать ей сопротивляться и начать доверять. Это нормальная практика для любого более менее осознанного человека.

    А для человека в депрессии, - это возможно, единственный ненасильственный вариант выхода из этого состояния (терапия - ещё один вариант; но без дополнения в виде самостоятельной практики такого рода, и она может оказаться не сильно эффективна) ..
    Хотя и это далеко не гарантия для всех и каждого.. Но если есть хотя бы небольшой опыт осознанности, то шансы есть. Просто в состоянии депрессии человек напрочь оторван от реальности - от внутреннего и внешнего мира. Он живёт в своём вымышленном мире из тревог, страхов и автоматизмов, из которого не может вырваться, в силу своей зацикленности. И разорвать эту зацикленность можно только при помощи осознанности.
    Но не так-то просто зацикленному человеку сходу осознать, что весь его мир - вымысел, а страх - иллюзия, не имеющая под собой никаких оснований.. В этом надо убедиться на собственном опыте, а для этого нужно по-тихоньку начать возвращать себя в реальность, замечая, что с ним и в нём происходит (на уровне тела, ощущений, мыслей, чувств).. ловить малейшие изменения, особенно в сторону покоя и расслабления, и как бы запоминать их, впитывать, и тем самым "протаптывать" заново дорожку домой - к себе самому.

    Не знаю, возможно есть еще какие-то варианты, но на мой взгляд, - это никак не шоковая терапия болью, трудом или стрессом. Такие экстремальные способы может и дают какой-то краткосрочный эффект, но без дальнейшей проработки на уровне осознания, неизбежно приведут туда же, откуда всё пришло.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2018
    IgnorantSage, Jeka и Мечта нравится это.
  13. Dan

    Dan Смотритель Команда форума

    В начале интересные размышления, а концовка в кашу всё превратила. Чуток поразбирался мужик, но ни чего особо глубокомысленного не откопал. Тело статьи интересное, но выводы противоречивы и безвкусны, как буд то два разных человека писали. Часто встречаюсь с интересным раскрытием темы, но с ужасными выводами. Письмена не имеют практической ценности, лишь художественную.
    Скука генерируется разрушенной аналитической частью разума, которая набита мечтами и бессмысленными красотами ложных чувств через отрицание того что есть, поиск смысла жрёт всю силу для целеполагания, потому нет ни сил, ни желаний, так как нет постановки такого вопроса, ведь всё уже бессмысленно. Бродский хорошо подметил, что вся человеческая жизнь, это борьба и побег от скуки, но увы в статье нет решений не генерирующих в конце концов скуку. А может Бродский сказал это для людей, чтоб они задумались, дал почву для размышлений, сделал контрастными и противоречивыми выводы, чтоб люди возмутились и начали пытаться анализировать. Однако люди всё принимают за чистую монету и видят решение там, где должны задуматься сами, уж очень люди не любят думать, хотят чтоб за них это кто то делал и не важно кто, ведь поиск источника верных взглядов, это снова думание и аналитика, потому популярность решает эту проблему, выбирай блестящее и общепринятое и все дела.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2018
    Fire Wolf, Joylock и Нина нравится это.
  14. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Сразу напомню, что мне неизвестно, что такое депрессия. Я могу рассуждать только как сторонний наблюдатель. Но выскажусь о скуке. @Dan не совсем прав. Бывают ситуации, когда человек искусственно поставлен в состояние скуки. Я работал зам. дир. по персоналу в большом магазине стройматериалов. Были мертвые дни, когда покупателей было мало и возникла проблема занять (развлечь?) продавцов. Я тогда нашел книгу - "Работа, как игра" и провел им семинар. К моему удивлению способы описанные там сработали. Скучать стали меньше, настроение улучшилось, общая атмосфера в магазине оздоровилась. Я уже не помню все способы "насильственного возвращения в реальность" оттуда, но суть именно в том, что вместо "медитации" продавцы заняли мозг чем-то похожим на игру. Как вы понимаете, продавцы в таких магазинах это бывшие школьники, студенты и прочие не сильно психологически продвинутые люди, но фокус сработал. Семинар пришлось повторить в новой форме где-то через год, когда скука снова спускалась в зал, но это не было проблемой.
    С депрессией, вероятно, все сложнее, но все же "насильственное возвращение в реальность" должны давать свои плоды, тем более причины ее возникновения, как я понял, в большинстве случаев неочевидны и подавить их в таком случае сложно. И, кстати, медикаменты - не что иное, как это самое насильственное возвращение. Не?
     
  15. Dan

    Dan Смотритель Команда форума

    Ты вроде упоминал о состоянии немотивированного движения, когда надо что то делать, вот это и есть побег от скуки и депрессии, так что они у тебя так же проявлены, просто не столь пагубно. Вообще у тебя странный способ пропускать всё через свою жизнь и опыт, он у всех разный. Есть психические эффекты и они рассматриваются тем, чем являются и не важно был кто то алкоголиком, или наркоманом, или суицидником, личный опыт лишь ограничивает и субъективизирует мировоззрение, делая его оторванным от реальности. Не обязательно терять ногу, чтоб иметь возможность помочь другому человеку, а с твоим подходом - я не терял ногу, хрен его знает чего вы хотите теперь без ноги, не очень здравый подход.
     
  16. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Я поэтому сразу и говорю, что ногу не терял, но видел людей без ноги, а вот они ...
    Это практичный подход. Все больше убеждаюсь в том, что обобщенно реакции ВСЕХ людей одинаковы. Другими словами поставленные в равные условия, с похожим бэкграундом, люди поступают схоже в 99% случаев. Что дает мне считать 1% исключением, которым можно принебречь. Занаю, что ты скажешь, что даже 1000 результатов одного опыта могут быть ошибочными, но пока не появился верный, их мы принимаем за верные. Поэтому предлогая ситуации из своего личного опыта я могу показать как и где что-то конкретное сработало/не сработало. Теоретические рассуждения не подкрепленные практикой мне неинтересны.
    Это наркозависимость. Состояние лени мне дискомфортно. Кстати, "делать дело, только не знаю какое" = строить дачу, копать картошку, делать ремонт, ремонтировать машину и т.д. - я не стану. Я буду заниматься только тем, что МНЕ доставляет удовольствие, даже если оно и неполезно.
     
  17. Dan

    Dan Смотритель Команда форума

    А разве свой опыт не голая теория в отношении других опытов. Всё должно быть сначала известно, а потом уже применяется аналитический подход для рассмотрения каждой ситуации, которая может не иметь подтверждения в собственном опыте. Теория всегда первична, с опытом, или без, так как опыт всегда вторичен и может быть следствием любой теории, тут нужен именно глобальный подход не формирующий исключений ни при каком опыте. Понимаю что это слишком для человеческих представлений, но такова уж природа логики, либо всё, либо ни чего.
     
    Нина нравится это.
  18. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Мы это уже обсуждали. "Каждый должен наступить на свои собственные грабли."©.
    Вне всякого сомнения теория первична, но только в случае если она подтверждена практикой. Пример - есть теория, что Луна отколота от земли астеройдом, но практика говорит, что в этом случае ее состав должен минимум на 30% состоять из вещества неземного происхождения. Однако по анализу вся Луна часть земли. Так,что теория без практики для меня мало убедительна. Теория не первична в таком смысле, теория как техзадание для практического подтверждения. Если подтверждения нет, теория - это религия. В нее просто верят.
     
  19. Dan

    Dan Смотритель Команда форума

    Чтоб научиться ездить на велосипеде, сначала нужно понять основные принципы езды, как крутить педали, рулить и так далее. Без этих основ велосипед просто груда железа которая может померещиться чем угодно исходя из имеющихся представлений и породить кучу опыта о том, как с помощью велосипеда копать землю, косить траву, сражаться в бою и так далее. Можно микроскопом гвозди забивать и так далее. Человек всё пытается познать с помощью статистического опыта и всегда попадает пальцем в небо не в состоянии ни чего довести до логического конца, ведь статистика всегда порождает исключения в теоретическом плане, а опыт всегда подтверждает частичные догадки, ведь они тоже берутся из него же. Потому и происходит зацикливание в этих "знаниях", потому как природа логики не позволяет выйти за пределы своих представлений не логическим путём, которым является статистика опытного анализа. Иначе говоря опыт всегда подтверждает себя теорией формируемой опытом - интерпретация опыта, и ни когда таким образом теория не выйдет за свои пределы, а следовательно иной опыт станет не возможным. Опыт всегда ложен, если не универсален для всех, ну а если он универсален, значит верна и теория. Потому сначала нужна верная не противоречивая теория с исключением имеющегося опыта. Со скукой то же самое, она принята за норму и решается всё с точки зрения нормативного подхода, через фокусировки на делах, которые развеивают скуку. Попробовал, сработало и потом прыгаешь с этой штукой убегая от причины и утверждаясь что работа со следствием и есть верный опыт, ведь иногда срабатывает и всё дело лишь в увеличении дозы. Наблюдение за чувствами и переживание их, такое же бесполезное делание в виде неделания, ведь теоретической основы у этой практики нет, а берётся это из представления, что раз делание не помогает, значит поможет наблюдение - проекция ложного опыта.
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2018
    Joylock нравится это.
  20. ua3xds

    ua3xds Постоялец

    Очень неудачный пример! Дети легко учатся ездить не имея ни малейшего представления о теории. Но твой посыл понятен, но для меня неприемлем. Для меня нет понятия теория, т.к. это равно предположение. Не истина. Для меня есть понятие инструкция: изложение на словах чужого опыта, который с очень большой вероятностью применим во всех случаях. Думаю, на этом и стоит остановиться. Получается ты веришь (теории), я знаю (проверив практикой). И то и другое верно в своей системе координат.
    Другими словами:
    Утверждение 1: Ученые высказывают теорию.
    Утверждение 2: Ученые доказали проведя опыт.
    Если 1 противоречит 2, то за истину я беру 2, ты, как я понимаю - 1.