Образ себя

Тема в разделе "Психология", создана пользователем EmptySky, 16 июл 2019.

  1. Oma

    Oma Автор

    По этому вопросу, можно создать отдельную ветку))
    Но если которотко по сути, то я думаю, что для получения удовольствий, доступных человеку в его тушке, для наслаждения человеческой жизнью)
     
  2. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Это значит, что они выделены как отдельные объекты, имеющие те или иные качества. Скажем, есть книга, которую я читаю. Хотя я вижу все слова, осознаю и воспринимаю смысл я лишь малой их части. И дело даже не в том, что чем дальше от центра взгляда, тем больше текст становится размытым. Не настолько он размывается, чтобы не суметь его прочитать. Нет. Дело в том, что я попросту не осознаю большую часть видимых слов. Они не существуют для меня как конкретные объекты - слова. То же самое касается тех же осязательных ощущений. Я могу сидеть и вообще не замечать ощущения прикосновения "пятой точки" к поверхности стула :)

    Детально расписать это сложно, потому что это происходит очень-очень быстро и автоматически. Я сам сейчас пытаюсь получше осознать этот процесс, наблюдая как появляются и исчезают различные объекты в сознании и то, как меняется их осознание в течение времени - как, к примеру, неясное пятно на краю видимой области становится объемным объектом, как происходит его узнавание, как меняется текущее смысловое содержание этого объекта и в чем оно выражается...

    Чтобы не путаться, изначально для меня это просто чувства без деления на свои/чужие. Когда я думаю, что они мои, я ведь уже привношу дополнительный смысл, формируя текущий образ себя. И, опять же, что значит "твое восприятие"? С одной стороны, это местоимение указывает на конкретное восприятие. С другой - когда я сам думаю о восприятии как о действительно своем, оно ведь тем самым попросту включается в текущий образ себя, не так ли?

    Все, что я связываю с собой - часть образа себя. Даже если это восприятие целиком. Конечно, можно сказать, что в своей сущности я являюсь вот этим самым восприятием в котором все происходит, но... зачем? :) В итоге это понимание все равно ведь будет этаким экзотическим образом себя, а не мной в сущности, не так ли?
     
    Светлана Смирнова, Мечта и Oma нравится это.
  3. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Что первично - образ себя или свои действия? Исходя из этой цитаты - действия. Но как понять, что действия "свои", если нет уже существующего образа того, кто осуществляет действие?

    Я бы сказал, что некоторая часть происходящего осознается как "свои действия", включена в текущий образ себя. И - да, этот образ себя (включая действия) в последствии частично может представать в сознании в качестве воспоминания о себе (и о своих действиях), накладывая отпечаток на новый образ себя.
     
    Мечта нравится это.
  4. Нина

    Нина Наш человек

    Нет действия - нет предмета для идентификации с собой. Все находится в процессе изменения, а внимание выдергивает из этого потока вполне равнозначных процессов только некоторые и присваивает их себе, создавая образ своего Я.
    Ну а закрепленный образ будет уже сам задавать рамки действий, требуя подтверждения.
     
    Светлана Смирнова нравится это.
  5. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Окей, что-то такое, похоже, имеет место быть. Но это довольно обобщенное описание того как формируется и изменяется образ себя. А что насчет непосредственно осознания себя в повседневной жизни? Вот ты, наверное, сейчас думаешь над ответом на форуме - какой образ себя представлен в данный момент? Ты отождествляешься с процессом мышления? В чем выражается эта отождествленность? Оцениваешь ли ты себя как-то в этот момент и в чем выражены эти оценки: в словах, образах, чувствах? Существуют ли эти оценки непрерывно или есть моменты, когда ты никак себя не оцениваешь, а целиком сосредоточиваешься на размышлении?
     
    Светлана Смирнова нравится это.
  6. Нина

    Нина Наш человек

    Это обобщенное описание и есть результат наблюдений, выводов и опыта. Знание в проявлении.
    В обычном понимании поиск себя предполагает оклеивание ярлыками себя безграничного, никакого, просто разумного, лепка некого видимого на данный момент образа для его дальнейшего совершенствования, изменения. Ошибка и заключается в ограничении себя образом, пусть даже и неизмеримо прекрасном.
    Я - это сам процесс мышления, совокупность всех мыслей, находящихся в непрерывном движении и изменении - прошлых, настоящих, будущих, и потенциальных. Я - это мыслящая сущность, которая является самореализующейся идеей.
    А попытка идентификации этого процесса с какими-либо статичными качествами и будет нашим любимым "я" или "эго".

    И как ответ на твой последний вопрос - уже практически нет оценок, а если появляются вдруг (еще иногда случается), то сразу понятно, что это явно не туда и что с этим делать. А так, да, есть только мысли о действии и участии этих мыслей в происходящем. Я и есть происходящее.
     
    Светлана Смирнова нравится это.
  7. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Моя идея в чем? В том, что, не смотря на все изменения в понимании природы своего я, в повседневной жизни наше мышление (как минимум, мое, но предполагаю, что и у многих других аналогично) все-таки склонно следовать устоявшимся шаблонам и строить те или иные привычные образы себя, которые, будучи не вполне осознанными, проявляют себя некоторым прозрачным образом, так что действительно остается лишь судить о себе по конечным проявлениям. Вот, скажем, когда я думаю над этим ответом, когда печатаю его, я не всегда ясно осознаю, что думаю и печатаю именно я. Но когда я вижу напечатанный текст - да, я вполне могу осознавать, что он был придуман и напечатан мной, и вот эти местоимения: "я", "мной" - указывают именно на меня, а не на кого-то другого.

    В общем, думаю, есть некоторый смысл не ограничиваться обобщенным пониманием, а именно отслеживать конкретные варианты восприятия самого себя.
     
  8. Нина

    Нина Наш человек

    Тут есть разница, что именно отслеживаешь и зачем. Отслеживание качественных характеристик - это цементирование образа, как ограничения. Или отслеживание мотиваций и алгоритмов с целью анализа результатов на предмет отклонения от цели и обобщения до универсальности применения.Тут уже качества не играют никакой особой роли: делаешь - получаешь. Приписывание себе каких-то качеств только тормозит и искажает движение.
    Укрепление образа держится на оценках и важностях. То есть, выделении чего-то из общей равнозначности. Под этим действием лежит какой-то мотив, который и стоит раскопать и осмотреть. А дальше уже решать, стоит ли его реализовывать или выкинуть в мусор. Осознанность мотиваций и реализации дает предсказуемость результата, тот самый контроль, но не натужный, а естественный. А заодно и отсутствие недовольства в любом виде, ведь получаешь ожидаемое, чем бы оно ни было.
     
  9. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Ну или фиксировать отсутствие образа себя. Хотя, опять же, кто фиксирует?.. :wacky:Сложно :D

    Я сейчас рискую скатиться в чистое теоретизирование, но у меня есть мысль о том, что отождествление "я" с действием подобно тому, как ассоциируется смысл фразы с самой фразой. Связь действия с собой - это дополнительный смысл, которым наделяется действие. И этот смысл совсем не обязательно имеет какое-либо явное образное представление. Фактически, в момент совершения действия никакого явного образа себя как осознаваемого объекта может и не быть. "Я" присутствует неявным образом в самих совершающихся действиях, эпизодически "проявляясь" в образе себя, когда происходит, наконец, обнаружение себя как объекта в восприятии.
     
    Мечта нравится это.
  10. Нина

    Нина Наш человек

    Для этого и существует вопрос "кто Я?", ну или "что Я?". Верный ответ и должен снять все противоречия.
    Я - источник всех своих действий, и как источник присутствует в них и проявляется через них. Причем, именно всех. И любая попытка закрепить Я за отдельным действием, опять же, приводит к ограничению. Для этого и нужно максимально возможное обобщение, чтоб охватить все возможные действия, в том числе и вложенные друг в друга.
     
  11. Oma

    Oma Автор

    Здесь ты, как я поняла, говоришь о смысле прочитанных слов и их осознании. А уже в зависимости от этих смыслов могут возникать те или иные чувства. Либо не возникать.
    Если чувства не возникают, то и осознавать нечего.
    По моим наблюдениям - да, чувства бывают осознанными и неосознанными. Разница тут очень тонкая, но, думаю, что мы говорим об одном и том же.
    Я, например, заметила такую вещь. У меня есть воспоминание о каком-то событии. Я могу помнить суть этого события, но могу не помнить, что я тогда чувствовала. И вспоминая это событие в настоящем, никаких чувств, связанных с воспоминанием о нем, у меня может также не возникнуть, чтобы вместе с этим можно было бы вспомнить, что же я тогда чувствовала.
    Как правило, если событие яркое, то чувства осознаются хорошо, и поэтому запоминаются. Но и при каких-то казалось бы незначительных событиях также могут возникать чувства, но при этом не осознаваться и потому не запоминаться.
    Но может быть иначе. Я могу вспомнить какое-то событие, и поначалу, в моих воспоминаниях чувств нет, но они могут и возникнуть. У меня бывало так, что возникало какое-то чувство, а вместе с ним возникали воспоминания о чем-то, и я понимала, что это чувство настолько уникально, что оно возникало, возможно, только однажды и только при этом событии. Но в тот момент, когда то событие происходило непосредственно, это чувство как бы не осознавалось, ему не давалось никакого названия, оно никак не идентифицировалось и потому не запоминалось.

    Поэтому из своего опыта могу предложить такой идентификатор осознанности чувств: если чувство можно вспомнить по прошествии какого-то времени, значит оно было осознанно. Если чувство явно не вспомнается, но при этом возникает в настоящем, то таким образом оно как бы выходит в область осознания.
    И с помощью такого подхода можно выделить разные уровни осознанности.
    Например, можно хорошо помнить о чем-то в виде картинки - визуальных образов, но при этом не помнить ни свои чувства в тот момент, ни мысли. Это один уровень осознанности.
    Можно помнить событие визуально и чувственно - это другой уровень, повыше)
    И высший пилотаж - это помнить и визуально, и чувственно, и еще и помнить свои мысли при этом.
    Конечно, можно выделить массу уровней осознанности. Но с чувствами и мыслями очень интересные можно получить наблюдения. Ведь, к примеру, можно прекрасно помнить, что происходило в течение дня - где ты был, что делал, с кем общался. Но о чем в течение дня думал вспомнить практически нереально)) хотя по наблюдениям за собой могу сказать, что успехи в этом направлении есть. Я определенно в последние годы своей жизни осознаю гораздо больше, чем, скажем, 10 лет назад.
     
    EmptySky и Светлана Смирнова нравится это.
  12. EmptySky

    EmptySky Смотритель Команда форума

    Я имел в виду чувства как 5 видов чувственного восприятия (зрение, слух, осязание, запах и вкус). Не эмоциональное отношение к смыслу. Потому и провел параллель между осознанием слов и осознанием осязательных ощущений. По сути это та же информация, которая может быть либо осознана, либо не осознана.

    Согласен. Сам пока придерживаюсь этого же варианта. Впрочем, интересно, как быть с фотографической памятью? Является ли действительно осознанным и осмысленным запоминание такого огромного количества информации?.. На мой взгляд все-таки действительное осознание включает в себя понимание, то есть включение осознаваемого в имеющуюся картину мира. Мы ведь не просто осознаем этот конкретный кусочек чувственной информации, но осознаем его в контексте пространства и времени, происходящего в этот момент и своих воспоминаний о произошедшем ранее. И вспоминаем мы это ощущение не просто так само по себе, а именно в связке с контекстом (ну или хотя бы частичными воспоминаниями о том, что сопутствовало полученному и осознанному чувственному опыту). Впрочем, не знаю, как у других, а у меня, как правило, так. Бывает, что нечто всплывает из памяти как бы само по себе, но и оно отчасти ассоциативно увязывается с происходящим, то есть не совсем само по себе, а "нечто напомнило". Ну а если вспоминаемое совсем ни с чем не связано, по моемк, стоит задуматься, а действительно ли это было или оно было просто придумано?

    Тут, пожалуй, стоит упомянуть о некоторой неопределенности в отношении вспоминаемого чувственного опыта. Например, вспоминаемый оттенок цвета (вкуса, запаха, и т. п.) может быть близким, но все же не совсем таким, и утвердительно сказать, что он тождественнен непосредственно пережитому едва ли возможно...
     
    Последнее редактирование: 22 июл 2019
  13. Denom

    Denom Старожил

    Интересно, а что есть мой образ в этом иллюзорном мире?
    Ну да было дело согласился на условия воплотиться в этой реальности.
    Правда не помню, зачем мне это было нужно, но знаю, что раз я здесь, тогда стало быть это было для меня важно в тот момент.
    Теперь дальше, по мере нахождения в этом мире, постепенно начинал понимать правила как тут все устроено.
    Конечно понимать стал не все, но только самое необходимое, чтобы было проще сущесвовать в это реальности.
    Поначалу все казалось удивительным, потом привычным.
    А некоторые вещи казались чуждыми, ибо разнились с внутренним пониманием сути вещей.
    Но потом оказалось, что этот мир по своей структуре и должен быть таким.
    Посколько он по факту отражает действительность и как бы не может быть иным.
    Дальше я не знаю что писать, потому что то это не особо меня волнует.
    Просто воспринимаю происходящее со мной как игру моего воображения.
    И скорее всего это можно сравнить будто сплю и вижу сон про себя самого.