У меня тоже похожее происходило и сейчас периодически, но всё реже и реже. Осознал что это запрет на свободное самовыражение. Боялся своими действиями навредить близким , поэтому не действовал а злился на себя, гневался. Этот запрет принятый в совке , формировала мать, когда пытался ей помочь по дому, а она отталкивала , уверяя что самая лучьшая помощь от меня это не мешать и не ломать ничего ценного вокруг. Также в садике, воспитательницы постоянно используют в качестве страха , потерю родителей если не подчиняться их воле. Помню реплики как “Если не будешь слушаться, расскажу милиции и они тебя заберут от мамы с папой.”
Злость к себе, аутоагрессия - одна из вариаций гнева, появляющаяся - действительно - в случае запрета на выражение гнева во вне. Но снятие запрета самого гнева не отменяет. Энергия все также может сливаться в пустую агрессию, только по отношению к окружению. А хотелось бы, все-таки, использовать энергию с пользой Есть у меня мысли насчет этого, но пока еще плохо оформленные. Одно из основных препятствий, насколько я вижу, неумение справляться с сильным чувством недовольства, привычка избавляться от оного через агрессию. Другое - убеждения, мешающие выбирать более эффективные стратегии действий (запрет на причинение вреда другим может быть одним из таких убеждений).
Гнев - это концентрированная энергия со знаком минус. Цель гнева -разрушить то, на что он направлен, уничтожить. Я так понимаю, что проблемы у человека возникают с аффективными проявлениями гнева. Т.е. если я использовала свой гнев, чтобы, например, настоять на своём - по делу и без перегибов, то результат меня радует. А если гнев "накрыл" с головой, то я нередко совершаю совершенно антиэффективные для себя поступки. Этим легко воспользоваться любому манипулятору. Да что там, я и сама порою на этом играла, ради своих каких-то целей. Иногда гнев - это просто выплеск эмоций, не имеет конкретной цели. Даже бывает разобьёшь что-то, и легче станет. Главное не ноутбук или телефон). Тут, как и со всеми человеческими порывами, нужна осознанность. Порою причины гнева и его направленность не столь очевидны. Но, чтобы реализовать эмоцию адекватно ситуации, желательно себя слышать.
Тут, думается, как и со всеми сильными негативными эмоциями, нужна невовлеченность. Осознание эмоции - да, но не как собственной, а как временного происходящего в сознании явления. Тогда становится возможно прожить эмоцию, не борясь с ней, но и не следуя сиюминутным порывам. У буддистов, кстати, есть техника под названием "Пустить вора в пустой дом". Вот она, насколько я понимаю, об этом.
Энергия – потенциал действия, создаваемый мыслью. Нет мысли, нет потенциала действия. Куда мысль направлена, туда пойдет и энергия.
Энергия – потенциал реализации идеи. Если идея соответствует желанию, потенциал будет высоким. Если идея продуктивна и порождает следующую идею, потенциал будет только возрастать. Если идея не продуктивна, потенциал иссякает в реализации циклического действия, не ведущего к желаемому результату. Тот же гнев – идея порубить всех в капусту. Ну порубил? Потенциал иссякает, проблема не решена, поскольку причина, вызывающая такую реакцию, никуда не девается.
К слову, потенциал не имеет знака. Знак определяется оценкой идеи, или как положительной, или как отрицательной.
Причем здесь вина? Если к тебе в дом ввалились грабители, то ты виновата в том, что живешь в этом доме? Конечно, жила бы ты на улице, некуда было бы вваливаться грабителям.
Если понимешь общую идею, то в частном случае сообразить несложно, что если ввалились грабители, то холодная голова сработает лучше, чем гнев.
Так а причем здесь вина? Кто в чем виноват? Гнев в этой ситуации может наделить невероятной силой даже слабого человека. А холодная голова останется лишь холодной головой.
Гнев возникает как компенсатор признания бессилия в ситуации. Признание бессилия - отрицание своих возможностей, отключения разума. Да, сила прибывает, поскольку есть идея защитить себя любой ценой, но гнев ослепляет и наворотить в результате можно такого, что потом не разгребешь.
Реакция антагонизма - это абсолютное отрицание причинности. В основе всего лежит мотивационный ваакум, который интегрирует в себя саму причинность как таковую. Осталось только найти источник причинности и всё встанет на свои места. Однако до такого понимания сложно дойти.