Дополнительное чтение#1.2: К.П.Эстес "Бегущая с волками - Синяя борода.Природный хищник души"

Тема в разделе "Читательский клуб", создана пользователем Dashken, 22 дек 2016.

  1. Dashken

    Dashken Guest

    Примечание: тема для читателей книги "Бегущая с волками" Клариссы Пинколы Эстес. Просьба к участникам воздержаться тут от обсуждений не имеющих отношения к книге и данной главе.

    Тема по книге целиком: http://forum.progressman.ru/index.php?threads/vneklassnoe-chtenie-klarissa-pinkola-ehstehs.182/

    Порою мы сами мешаем своей творческой жизни и действуем деструктивно. Или мы позволяем так поступать с нами другим. Какой психический комплекс стоит за этим? Почти во всех религиях и культурах есть образ врага души. Как распознать его проявления в своей жизни? Как обезвредить его и обратить себе во благо. В главе поднимается ещё множество вопросов. Архетипическая сказка, которую приводит Кларисса для понимания этого - сказка о Синей бороде. Она обнаруживает ряд психических проблем и явлений, которые интересно тут обсудить. Какие проявления "хищника" есть в Вашей жизни? С чем Вам удалось справиться или не удалось и почему? Что означают для Вас символы в сказке и сами персонажи, какие чувства вызывают и ассоциации?
    В обители белых монахинь, далеко в горах, хранится клок бороды. Как он попал в эту обитель, никому не ведомо. Говорят, что монахини похоронили то, что осталось от тела, потому что больше никто не хотел к нему прикасаться. Не известно, зачем монахини сохранили такую реликвию, но это правда. Подруга моей подруги видела ее собственными глазами. Она говорит, что борода синяя, а точнее, цвета индиго. Она такого же синего цвета, как темный лед в озере, как тень в яме ночью. Некогда эта борода украшала лицо человека, слывшего чародеем-неудачником, охочего до женщин великана; прозвали его Синей Бородой.

    Говорят, что он посватался к трем сестрам сразу. Но их испугала его борода странного синего оттенка, и, когда он приехал к ним, они спрятались. Стараясь убедить девушек в своей доброте, жених пригласил их на прогулку в лес. Он явился, ведя на поводу лошадей, убранных бубенчиками и алыми лентами, помог сестрам и их матери сесть в седла, и они поскакали в лес. Они весело катались целый день, а их собаки бежали подле и впереди всадников. Потом они остановились под гигантским деревом, и Синяя Борода стал развлекать их рассказами и потчевать изысканными кушаньями.

    "Что ж, может быть, этот человек, Синяя Борода, не так уж плох", – подумали сестры.

    Они вернулись домой, без умолку болтая о том, как интересно прошел день, как чудно они повеселились. Но вскоре подозрения и страхи двух старших сестер возобновились, и они поклялись больше не встречаться с Синей Бородой. Однако младшая сестра решила: раз человек может быть таким милым, то, наверное, он не так уж плох. Чем больше она убеждала себя в этом, тем менее страшным представлялся ей он сам, да и борода его казалась не такой уж синей.

    Поэтому, когда Синяя Борода попросил ее руки, она согласилась. Она как следует обдумала его предложение и решила, что судьба подарила ей в качестве мужа очень утонченного человека. Они поженились и отправились в его замок, стоявший в глубине леса.

    Однажды Синяя Борода пришел к молодой жене и сказал:

    – Мне придется на некоторое время уехать. Если хочешь, пригласи сюда своих родных. Можешь кататься по лесу, вели поварам устроить пир – делай все, что пожелаешь, все, что твоей душе угодно. Вот тебе связка ключей. Можешь отпереть любую дверь: в кладовые, в сокровищницы – все двери моего замка, только не трогай вот этот маленький ключик с завитушками.

    – Хорошо, – ответила она. – Я сделаю все, как ты сказал. Мне это по нраву. Отправляйся в путь, мой милый супруг, не тревожься и возвращайся поскорей.

    Итак, он уехал, а она осталась.

    Сестры явились ее навестить, а были они, как и все смертные, очень любопытны. Им захотелось узнать, что велел делать хозяин в его отсутствие. Молодая жена с радостью им доложила:

    – Он сказал, что мы можем делать все, что захотим, входить в любую комнату, какую пожелаем, кроме одной. Только я не знаю, что это за комната. У меня есть ключ от нее, но не известно, к какой двери он подходит.

    Сестры решили устроить игру: выяснить, к какой двери подходит каждый ключ. В замке было три этажа, а в каждом его крыле по сотне комнат. Поскольку на связке было множество ключей, они переходили от двери к двери и очень веселились, открывая одну за другой. За одной дверью оказывалась кладовая с припасами, за другой – сундуки с деньгами. Каждая дверь открывала свой секрет, один занимательнее другого. Наконец, насмотревшись на все чудеса, они добрались до подвала и в конце коридора наткнулись на гладкую стену.

    Сестры ломали голову над последним ключом, с завитками наверху: "Может быть, он не подходит ни к одной двери?"

    И только они вымолвили эти слова, как из-за угла коридора раздался странный звук: "Ир-р-р-р-р-р". Девушки бросились туда – глядите-ка! – там закрылась маленькая дверца. Они попробовали открыть ее снова, но она оказалась крепко запертой.

    – Сестричка, сестричка, давай скорее ключи! Наверняка это та самая дверца, которую открывает загадочный маленький ключик!

    Одна из сестер недолго думая вставила ключ в замок и повернула. Замок взвизгнул, дверь распахнулась, но внутри было так темно, что они ничего не увидели.

    – Сестричка, сестричка, принеси свечу!

    Свечу зажгли, внесли в комнату – и все три девушки разом вскрикнули: на полу была лужа крови, вокруг валялись почерневшие кости трупов, а в углах, как кучи яблок, были сложены черепа.

    Сестры захлопнули дверь, дрожащими руками вынули из замка ключ и привалились к стене, тяжело дыша. Боже, Боже милосердный!

    Жена Синей Бороды посмотрела на ключ и увидела, что он испачкан кровью. Она в ужасе пыталась вытереть его подолом сорочки, но кровь выступала снова.

    – Нет, нет! – закричала она.

    Сестры по очереди старались вернуть ключу прежний вид, но кровь не исчезала.

    Жена Синей Бороды спрятала ключик в карман и бросилась на кухню. Когда она прибежала туда, ее белое платье было все в красных пятнах, от кармана до самого подола, а с ключа медленно падали капли темно-красной крови.

    – Принеси мне скорее конский волос! – велела она повару.

    Девушка принялась тереть ключ, но он продолжал кровоточить. Из маленького ключика сочилась чистая красная кровь, капля за каплей.

    Она вынесла ключ из дома, набрала в очаге золы и стала чистить ключ. Потом подержала его над огнем, пытаясь обжечь кровь. Прикладывала к нему паутину, чтобы остановить кровь, но ничто не помогало.

    – Что же мне делать! – заплакала она. – Ах, знаю! Я спрячу ключик, положу его в шкаф, закрою дверь. Это дурной сон. Все будет хорошо.

    Сказано – сделано.

    На следующее же утро вернулся ее муж и, войдя в замок, сразу позвал жену.

    – Ну, как ты тут поживала без меня?

    – Прекрасно, мой господин.

    – А как мои кладовые? – прорычал он.

    – Прекрасно, мой господин.

    – А сокровищницы? – рявкнул он.

    – И сокровищницы в полном порядке, мой господин.

    – Так все хорошо, женушка?

    – Да, все хорошо.

    – Что ж, – сказал он тихо, – тогда верни мне скорее мои ключи. Он сразу увидел, что одного ключа не хватает.

    – А где же самый маленький ключик?

    – Я... я его потеряла. Ну да, потеряла. Я каталась на лошади, связка упала, и, должно быть, один ключ потерялся.

    – Что ты им делала, женщина?

    – Я... я... не помню.

    – Не лги мне! Отвечай, что ты делала этим ключом!

    Он потянулся к ее лицу, будто желая потрепать по щеке, но вместо этого крепко схватил ее за волосы.

    – Ах ты, обманщица! – рявкнул он и швырнул жену на пол. – Ведь ты побывала в той комнате, не так ли?

    Он распахнул ее шкаф – лежавший на верхней полке ключик залил алой кровью все прекрасные шелковые платья, которые там висели.

    – Пришел твой черед, голубушка! – крикнул он и потащил ее по коридору в подвал, к той самой ужасной двери. Едва Синяя Борода навел на дверь свой огненный взор, как она распахнулась сама. Там лежали скелеты его прежних жен.

    – А теперь... – взревел он. Но его жена вцепилась в дверной косяк и не отпускала.

    – Прошу тебя, – взмолилась она, – позволь мне прийти в себя и подготовиться к смерти. Прежде чем отнимешь у меня жизнь, дай мне всего четверть часа, чтобы я могла примириться с Богом.

    – Ладно, – бросил он, – у тебя всего четверть часа, поторопись. Девушка кинулась вверх по лестнице в свои покои и послала сестер на башни замка. Она преклонила колени, чтобы помолиться, а сестрам сказала:

    – Сестрицы, сестрицы! Поглядите, не едут ли наши братья!

    – Ничего не видим, пустынны равнины. Прошло несколько минут, и она снова позвала:

    – Сестрицы, сестрицы! Не едут ли наши братья?

    – Видим вдали вихрь; может, то пыльная буря!

    Тем временем Синяя Борода громовым голосом велел жене спуститься в подвал, намереваясь отрубить ей голову. Она снова позвала:

    – Сестрицы, сестрицы! Не едут ли наши братья?

    Тут Синяя Борода снова позвал жену и стал с топотом подниматься по ступеням.

    – Видим, видим! – закричали сестры. – Наши братья уже здесь, они только что вошли в замок!

    Синяя Борода зашагал по коридору к покоям своей жены.

    – Я иду за тобой! – заревел он. Его поступь была так тяжела, что каменные стены зашатались и комья известки посыпались из щелей на пол.

    Синяя Борода ввалился в комнату жены, протянул руку, чтобы схватить ее, но тут братья проскакали верхом по коридору замка и тоже ворвались в комнату. Они выволокли Синюю Бороду во двор замка и там набросились на него с мечами. Они рубили его и кололи, резали и хлестали. Они повалили Синюю Бороду на землю, прикончили его, а кровавые останки бросили хищным птицам.
     
    Последнее редактирование модератором: 27 дек 2016
    Anya нравится это.
  2. Ksenia

    Ksenia Смотритель Команда форума

    Читала сказку много раз в разном возрасте. У Клариссы Синяя Борода - не мужчина, а природный, или врождённый хищник любой души, и сёстры - не сёстры, а более мудрые стороны женской души, и мать - не мать, а Внутренняя Мать Души, и братья - не братья, а мужские стороны женской души, и скелеты - не бывшие жёны, а аспекты той же женской души, и этот внутренний хищник "жаждет превосходства и власти над другими".
    Я пыталась вспомнить из своео детства такое "обучение", но мне не удалось. Или я была паинькой сама по себе :), или родители меня этому не учили. Скорее наоборот, мама не уставала повторять, какой опасный для меня мир за порогом.
    Чтобы из такого положения выйти, надо иметь ключ. Какой же ключ открывает ту таинственную дверь? Любопытство. Как мне это понятно))) Для меня лично это качество долгие годы было источником познания мира. Я не согласна поэтому с ранними психологическими теориями о пагубности женского (или мужского) любопытства и обязательного наказания за него.
    Что ж, выход всегда есть. Набраться сил, задать себе неудобные вопросы и ответить на нихo_O
    И еще пару слов о разном восприятии самой сказки в разном возрасте.
    раньше, когда я читала ее, у меня даже не вставал вопрос: открыла бы я эту тайную комнату или нет. Да! Обязательно. А как потом выкрутиться из ситуации придумала бы. Потому что любопытно знать, где и что скрывается. Особенно в тайниках. Дома или души, неважно. Все надо знать.
    Сегодня я скорее имею другой взгляд на эту ситуацию. Девушка согласилась выйти за мужчину замуж. Они приняла и его, и его синюю бороду, и его сложный характер и еще много чего в дополнение. Замок с потайной комнатой - а может это его тайна, в которую он попросил не лезть (пока), доверчиво отдавая ей все ключи. Я, скорее всего, не пошла бы открывать ту дверь. Если веришь - не проверяй. Но это мое размышление, еще даже не оформившееся в мнение. Просто мысли...
     
    Мимохожий и Anya нравится это.
  3. Dashken

    Dashken Guest

    Ну так юнгианский психоаналитик ведь:).
    Это скорее отражение проблемы излишней социализации, когда человеку навязывается неадекватная система поведения.
    Это зрелый подход. В сказке речь идёт о наивности. Девушка даже не поняла за кого выходит замуж, она лишь прельстилась персоной, фасадной стороной личности, которую отчасти придумала она сама. "Сложный" характер она приняла за утончённость, в то время как жених собирался её буквально убить и съесть.
     
    Ksenia нравится это.
  4. Dashken

    Dashken Guest

    В трактовании сказки было выделенно несколько ключевых символов и этапов. Наиболее знакомая мне тема - сны о тёмном человеке. Мне он снился без особых вариаций, это был именно чёрный человек, скорее даже не человек, а антропоморфная фигура, состоящая из тьмы. И эти циклы снов совпадали с периодами, когда психике угрожала наибольшая опасность
    Также нашла для себя интересной цитату оттуда:
    Кларисса не раз подчёркивает аспект творческой жизни. Он имеет особое значение и служит индикатором того, что психика здорова.
     
    Anya нравится это.
  5. Anya

    Anya Наш человек

    Если описывать всё, чем меня эта сказка зацепила, то боюсь этот пост превратится в полноценный сеанс психотерапии.
    Поэтому я просто скажу, что эта сказка для меня совсем не сказка, а самая настоящая быль, - история моей жизни, которую я прямо сейчас проживаю... В данный момент, наверное, где-то на той стадии, где девушка пытается спрятать окровавленный ключик. Этот ключик для меня - символ правды, которую я о себе раскопала и которую спрятать теперь нет никакой возможности. Эта ужасающая и в то же время целительная правда, как эта кровь в сказке, заливает собой всю мою жизнь, и не оставляет мне никаких шансов к тому, чтобы жить по-прежнему, оставить все, как было и в очередной раз убедить себя, "что борода-то не такая уж и синяя".
    Период наивности и послушания закончился, ключик найден, правда известна, и теперь не остаётся ничего, кроме как ее отстаивать и возвращать себе свою Самость. Это внушает мне ужас и вместе с тем ощущение правильности происходящего. Ничто и никогда не казалось мне более правильным и настоящим, чем то, что происходит со мной сейчас.


    Очень тонкая грань здесь для меня между зрелостью и наивностью. У меня как раз обратный процесс происходит, как ни странно.. Я всю жизнь была паинькой, не лезла, куда не просят, никого не беспокоила, не задавала лишних вопросов, делала всё, как говорят.. уважала чужое настолько бережно, что растеряла всё своё. Меня как буд-то нет больше. Т.е. не было до недавнего времени.. Я только совсем недавно начала по крупицам собирать себя заново.. разрешать себе: говорить о том, что для меня важно, задавать неудобные вопросы, проявлять любопытство, непослушание. И хотя мне все это до сих пор даётся ценой неимоверных усилий, - я продолжаю это делать через боль, через страх.. потому что я чувствую, что только так оживают омертвевшие части меня.. Только так я обретаю зрелость.
     
    Dashken и Ksenia нравится это.
  6. Viola

    Viola Наш человек

    У меня такая же ситуация.
    :thumbsup:
     
    Anya нравится это.
  7. Dashken

    Dashken Guest

    Я так и не поняла "хорошо" это или "плохо" :)
     
  8. Anya

    Anya Наш человек

    Офигенно @Dashken ! :woot:)))

    Поражаюсь, насколько все в жизни вовремя происходит!
    И в очередной раз убеждаюсь, что одно и то же явление, книга, фильм могут сдвинуть наше сознание ровно настолько, насколько мы способны вынести на данном жизненном этапе; дают нам ровно столько информации, сколько мы можем в себя вместить и трансформируют ровно настолько, насколько мы здесь и сейчас можем себе позволить..

    Два года назад, когда я читала её в первый раз - что-то во мне ожило и шевельнулось, но бОльшая часть информации осталась где-то в подсознании дожидаться своего часа..
    А вот сейчас, наверное, время пришло;)
     
    Dashken нравится это.
  9. Dashken

    Dashken Guest

    Мне тоже при втором прочтении больше открылось. При первом я не смогла всё осмыслить как следует.
    Тема эта для меня одна из самых актуальных.
    У меня с детства была дурацкая черта - рушить всё то, что так старательно создавала, перечёркивать и обесценивать все свои же усилия. Она есть и сейчас, мне не ясна до конца причина. Но были и периоды свободы от этого, по сути мне не требовалось каких-то сверх усилий для творческой и социальной жизни, я доверяла себе и своей интуции и всё складывалось благоприятно. Но потом что-то обманом уводило меня с пути и я начинала терять свои силы и веру. Обстоятельств было множество и самых разнообразных, но суть явления была именно в этом. Такие периоды не раз сопровождались снами о "чёрном человеке".
     
    Anya нравится это.
  10. Dashken

    Dashken Guest

    Согласно описанию сказки, природный хищник души - врождённый комплекс, исток которого скрыт от сознания. Потому писательница буквально предлагает погрузиться во тьму(подсознание), чтобы найти там истоки того, что мешает творческой жизни. Кларисса называет архетип также "неудачливой духовной силой", приводя по аналогии мифы об Икаре, Люцифере и т.д. Комплекс порождает психическую инфляцию(нереальное чувство идентичности). Так описывает его Эстэс:
    Как он работает? На деле оказывается очень просто:
     
  11. Anya

    Anya Наш человек

    Думаешь, это происки хищника?
    А как вообще отличить то, что умирает и разрушается естественным путем, а что является результатом действия этой разрушительной внутренней силы?..

    Я тоже время от времени проживаю периоды разрушения всего, что годами вынашивалось и создавалось..
    Мне порой не легко с этим смириться, но я учусь воспринимать это, как нечто естественное - закон жизни/смерти - все рано или поздно рушиться, иногда моими собственными руками, иногда нет.. "Мать Творения – всегда еще и Мать-Смерть" , - помнишь, да?..

    (наверное, вообще все, что бы мы ни создавали - это такое своеобразное рисование мандал на песке..)
    Так или иначе мы всегда возвращаемся к теме отпускания того, что отмирает. И к циклам. Весне всегда предшествует зима, - время тишины, разрушения и умирания..

    Главное не зависнуть в каком-то периоде, и вовремя перестроиться.
    Я вот чувствую сейчас, что слегка застряла в пассивности, "одомашнилась", как Эстес говорит))..
    Для этого, наверное, и книжка опять всплыла, - помогает мне "выпнуть" себя в активное состояние.

    По поводу "чёрного человека"интересно.. Мне он никогда не снился, но несколько раз я видела во сне приоткрытую дверь. И это был самый жуткий кошмар в моей жизни.
    Эта дверь мне внушала какой-то панический ужас.. Я знала, что мне НУЖНО туда войти, но не могла, - как буд-то войти туда означало умереть. Но и не войти туда было абсолютно невозможно.
    Думаю, что в эти моменты в жизни я была где-то очень близко к правде, к себе.. но продолжала это игнорировать.
     
    Ksenia и Dashken нравится это.
  12. Anya

    Anya Наш человек

    Просто, да не очень)..
    грань между "неудачливой духовной силой" и удачливой похоже очень тонкая.
    Так и в сказке, распознать хищника в "синей бороде" пытался помочь девушке только тихий шёпот ее интуиции.. Но она по неопытности от него отмахнулась, чего зрелая женщина себе бы не позволила, наверное.

    Вообще для меня этот хищник - это такое воплощение стабильности, мнимой безопасности и комфорта. Всего, с чем дикая, самостоятельная, творческая жизнь несовместимы. Хищник вынуждает свою жертву пожертвовать этим всем - а сам фактически забирает её душу, её самость.
     
    Dashken нравится это.
  13. Dashken

    Dashken Guest

    @Viola, как сказка в целом откликнулась?
     
  14. Dashken

    Dashken Guest

    Насколько я это понимаю, по тому прибавилось ли сил от этого или нет. Вот что по этому поводу пишет сама Эстес:
    Ого, такой яркий образ. Действительно сказки описывают коллективное подсознане. Толкование снов по мнению писательницы является одной из уловок, чтобы выскочить позади проблемы, увидев её с иной перспективы. Я с этим согласна, главное найти в себе силы не отворачиваться от увиденного.
     
    Последнее редактирование модератором: 24 дек 2016
    Anya и Ksenia нравится это.
  15. Dashken

    Dashken Guest

    Нашла для себя в описании сказки интересный термин згачение которого мне было поверхностно знакомо - "алертность". Алертность являлась одним из необходимых качеств, которые нужно приобрести для работы с внутренним комплексом. Для себя отметила, что не волне понимаю этот термин. Что это не просто "будь на чеку". Понятие алертности намного шире. Исчерпывающее определение я нашла в этой статье

    Для просмотра внешних ссылок необходимо зарегистрироваться или авторизоваться на форуме.

    :
    И снова выходит, что есть чему поучиться у инстинктивной природы. Получается что это состояние нам изачально присуще на уровне врождённого инстинкта. Я бы очень хотела возродить в себе это качество.
     
    Anya и Ksenia нравится это.
  16. Мимохожий

    Мимохожий Наш человек

    Тут вот какое дело... организм ко всему приспосабливается. Адаптируется. В том числе к хроническому стрессу. Повышенный уровень стрессового гормона кортизола приводит во-первых к постоянному наряжению глубоких мышц (приводящих к болезням), во-вторых к рассейнному вниманию, а в-третьих к повышению "стрессового порога", который надо преодлеть для запуска реакции. Отсюда вывод - что бы стать алертным нужно выйти из длительного, хронического стресса. Стресс полезен только если он кратковременный.
     
    Легкая и Ksenia нравится это.
  17. Dashken

    Dashken Guest

    @Мимохожий, упражнения есть тоже специальные. Об их эффективности я не знаю. В контексте обсуждаемой сказки это качество приподносится как необходимое для выживания. В общем-то там и говорится, что переход в это состояние происходит на пределе сил, но далее оно остаётся как фон.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 дек 2016
  18. Легкая

    Легкая В теме

    Мы всю жизнь подсознательно учимся у инстинктивной природы, которая дала нам умение выживать, а эволюцию дополнила способностью мыслить. Теперь мы как разумные существа должны оценить этот дар; рассматривать душу как высшее разумное начало и совершенствовать ее.
    Уф,как пафосно получилось :shamefullyembarrased:
     
    Dashken, Светлана Смирнова и Алли нравится это.
  19. Светлана Смирнова

    Светлана Смирнова Наш человек

    Думаю, изначально та комната была пуста.
    Она стала позже наполняться останками людей, утративших доверие Синей Бороды.
    Возможно, Синяя Борода сам открыл бы и показал эту комнату своей жене, умерь она своё любопытство и пребывала в доверии к мужу. И эта комната оказалась бы пустой.)))
     
    Мимохожий нравится это.
  20. Dashken

    Dashken Guest

    Рекомендую всё же прочитать книгу или перечитать главу ещё раз, чтобы не сложилось и в теме в том числе превратное мнение будто сказка о том, как девушка вступила в брак с мужчиной. Об отношениях между мужчиной женщиной повествует сказка о Манауи.Сказка "Синяя борода" не о доверии между мужем и женой и т.д. "Синяя борода" - это метафора,персонификация того, что уничтожает нашу естественную психическую жизнь, наиболее знакомое европейцам определение для этого - "дьявол".
    Синяя борода намерен убить своих жён в любом случае. Медленно иссушая их жизненную силу или быстро, это не важно. Девушка в данном случае - символ наивной психики, которая очаровалась губительными мыслями, нежелающая видеть разрушение своей жизни, смерть своих идей и стремлений, прозябающая в иллюзии благополучия. Суть в том, чтобы найти ключ(задать себе правильные вопросы), открыть дверь и не отворачиваться от увиденного. При этом быть готовым, что Ваш внутрений комплекс буквально взбесится, что-то на подобие как показывают в голливудских фильмах про экзорцизм. Комплекс может действовать в сцепке с другими людьми, тут и о физической безопасности иной раз имеет смысл подумать.
     
    Последнее редактирование модератором: 26 дек 2016
    Anya нравится это.